қазақша · русский · english
   
Общественная деятельность

 

Отчет о проделанной работе   научного руководителя кружка

 « Русский язык и культура речи» старшего преподавателя кафедры  практических  языков 

Тнымбаевой  С.Т.

 

 

В институте филологии, на кафедре практических  языков работает 1 кружок  по русскому языку: « Русский язык и культура речи», 1 группа,  количество: 22  студента.

Работа в кружках прослеживает следующие цели и задачи:

Цели кружка:

повысить знания  по русскому языку и культуру речи учащихся;

научить навыкам делового общения;

расширить представление о русском языке, его возможностях;

обучить речевому этикету;

помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;

подготовить учащихся к олимпиадам и  к  сдаче экзаменов по русскому языку.

 

Учащиеся к концу обучения должны знать:

особенности функциональных стилей литературного языка;

особенности этических норм общения;

орфоэпические нормы русского языка;

уметь:

писать заявления, резюме, автобиографию;

грамотно строить научное и публичное выступление.

Тематическое содержание кружка

 

 

Тема занятия

Количество занятий

Дни проведения

теоретические

Выступившие

1.

Вводное занятие.

1

Ст.преп. Тнымбаева С.Т.

17.09.2014

2.

Норма, её динамика и вариативность. Лексические нормы. Фонетические средства языковой выразительности. Орфоэпия. Нормы произношения.

1

Берекетова Диана

Кахарманова Аселхан

15.10.2014

3.

Речевой этикет.

1

Каскелова Г.

Кудияр Жадыра

20.11.2014

4.

Стили литературного языка. Особенности научного стиля.

1

Торебаева А.

Кудайберген Ж.

10.12.2014

 

 В учебном процессе использовались виды работ  написание и защита рефератов , а также выполнение контрольных работ, виды упражнений  по культуре речи.

 Первое занятие  : Ст.преп. Тнымбаева С.Т. 17.09.2014

1. Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Два уровня речевой культуры: высший и низший. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. Важнейшая закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.

Форма занятия:  Лекция  ст.преподавателя Тнымбаевой С.Т.

 Второе занятие : Защита рефератов студентов  Берекетовой Дианы   15.10.2014

                                       Кахармановой Аселхан и  других студентов.

 

1.Сущность и особенности культуры речи, как фактор развития русского языка. Грамматика и лексика, основные понятия, виды, значение. Трудности русского ударения. Согласование членов предложения.( Доклады Берекетова Диана, Кахарманова Аселхан).

 2. Лексикология русского языка: омонимия и паронимия, синонимия и антонимия. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы употребления. Современные орфоэпические нормы. Морфология и синтаксис. (курсовые работы  студентов и их защита).
         3.  Выполнены задания по фонетике, словообразованию и грамматике русского языка по  учебнику. Составление предложений со словами иноязычного происхождения. Исправление нарушений лексических норм в речи. Определение стилевой окраски текстов и слов (книжной, разговорной).  Основные типы лексики: книжная, разговорная и просторечная. Общая характеристика функциональных стилей речи. Закрепленность лексики за стилями речи.

 (Проведение контрольной работы  на 15 м).
             Третье занятие  : Речевой этикет  20.11.2014

 Выступление : Каскеловой Г.

   Кудияр Жадыры и др. студентов


            1  .Функциональные стили и смысловые типы современного русского литературного языка, возможность выразить различные оттенки и значения речи. Профессиональная и терминологическая лексика, культура научной и деловой речи, художественный характер описания. Речевой этикет. Типы словообразования. Выразительность русской речи. Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Благозвучие. Важное свойство устной речи. Синонимы иноязычных слов в русском языке.
 ( Защита  рефератов).

          2. Грамматика русского языка, проверка правильности написания ряда слов, верная расстановка ударений в словах. Исправление ошибок построения предложений. Образование нужной формы имен числительных и существительных.( выполнение упражнений по учебнику).

            3. Этикетные формулы русского языка. Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка.

 Форма занятия: ролевая игра, практикум,  выполнение упражнений по учебнику, контрольная работа.

   Четвертое занятие  : Стили литературного языка. Особенности научного стиля. Выступление Торебаевой А., Кудайберген Ж. 10.12.2014

           1. Сущность речевой деятельности, ее значение для человека, этапы осуществления и свойства. Положение русского языка в мире. Понятие и признаки литературного, научного и разговорного языка, нормы и современные тенденции. Культура устной и письменной речи.
учебное пособие Виды литературного нормированного языка (функциональных стилей): научный, публицистический, официально-деловой, художественный и разговорный. Нелитературные типы речи: просторечие, жаргон, сленг, нецензурные слова.
( Подготовка презентаций студентами) .

            2.Особенности функционального, экспрессивного, разговорного, научного, книжного, публицистического, официально-делового стиля русского языка. Защита рефератов.
            3.Сущность и особенности морфологических норм русского литературного языка. Основные правила трудных случаев употребления имен существительных. Анализ содержания понятий "чистота речи", "уместность" и "понятность речи". Жаргонный характер профессионализмов. (контрольная работа 15 м)..  Подведение итогов работы кружка.

 

             Этот кружок играют большую роль в развитии навыков развития  культуры речи учащихся. Они ориентированы на всестороннее развитие устной  и письменной речи, его неповторимой индивидуальности, направлены на гуманизацию воспитательно-образовательной работы со студентами, учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию, виды упражнений, контрольные работы вырабатывают у студентов четкую дикцию,  приводит  к заложению основы правильного речевого дыхания, формируя у студентов отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения,   развивает коммуникативные способности студентов, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики, развивает мыслительные способности учащихся, воображение, фантазию.  При выполнении  разных видов упражнений  использовались  учебные пособия, практикум и  учебники.

 

 

 

Список использованных источников и литературы :

1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976.

2. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: Учитель, 2007.

3. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2004.

4. Мурашов, А.А. Культура речи: Учебное пособие / А.А.Мурашов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", -2006.

8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики,2002.-413с.

9. Современная энциклопедия. Этикет/ Авт.сост. И.Е.Гусев - Минск- Харвест, 1999.

10. Формановская, Н.И. Вы сказали: " Здравствуйте!"( Речевой этикет в нашем общении.) - М.: Знание, 1982.-160 с.

 

           Старший преподаватель  кафедры

                                                                                           практических языков   Тнымбаева С.Т.


                                                                             Директор института д.ф.н., Абдигази улы Б.