қазақша · русский · english
 
 
 

 

6-7.04.2018. Студенты 3-го курса казахского и русского отделения приняли участие в X Республиканской студенческой олимпиаде по специальности 5B010500-Дефектология, которая проходила в Павлодарском государственном педагогическом университете.

Список участников:
Казахская группа
1. Изгалиева Сауле Жузбаевна
2. Жақсылық Мәдина Бақытжанқызы
3. Айдаркулова Азиза Жанайдаровна
Русская группа
1. Турдиева Интизар Полатовна, 3-курс
2. Уразова Наргиз Маратовна, 3-курс
3. Халикова Гульнара Болатбековна, 3-курс
Руководители групп - старший преподаватель кафедры специальной педагогики Нурланбекова А.Д. и преподаватель Сардарова З.О.

 

Команда казахского отделения получила грамоту в номинации «Лучший логопедический проект». Студент русской группы Интизар Турдиева Полатовна заняла третье место в тестировании.

 

1. Оценка состояния решаемых проблем научно-исследовательской работы подразделения


Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. в Стратегии «Казахстан-2050», определяющей новый политический курс развития нации, выдвигает «... создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения», как одну из первостепенных целей развития нашего государства. В то же время, весьма значительным для развития образовательной политики нашего государства является предложенный Президентом курс на «... экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности», который можно рассматривать и как принцип управления образовательными системами. В нашем случае - это проблема интеграции рынка труда - системы специального образования - и педагогических вузов, где готовят специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями.


Актуальность повышения эффективности высшего дефектологического образования ставит задачу так рассмотреть вопрос его реформирования, чтобы оно могло гибко и быстро перестраиваться с учетом региональных потребностей в педагогических кадрах для работы с детьми с ограниченными возможностями в специальных и общеобразовательных организациях. В данном случае необходимо разработать механизм взаимодействия систем высшего профессионального дефектологического и специального образования для реализации государственной политики в области инклюзивного образования. В этом русле деятельность кафедры специального образования направлена на интеграцию различных областей науки и образования в процессе подготовки будущих специалистов и развитие системы социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями.


Научно-исследовательская деятельность кафедры специальной педагогики проводится в тесном взаимодействии с учебно-методической работой, что позволяет вести подготовку кадров по самому широкому спектру специальностей и направлений. Ее приоритетными направлениями являются:
1. Поисково-прикладные исследования в области специальной педагогики и психологии.
2. Внедрение результатов научных исследований в практику работы специальных организаций образования и общеобразовательных организаций, работающих в режиме инклюзивного образования.
3. Разработка образовательных программ, учебной и учебно-методической литературы для вузов и специальных организаций образования.
4. Участие в мероприятиях, направленных на обмен научным и практическим опытом в международном и республиканском масштабе (конференции, семинары пр.).


Тематика НИР сотрудников кафедры специального образования определена в русле научных исследований кафедры на тему «Научно-методическое обеспечение систем специального образования и высшего дефектологического образования».
Основные задачи научно-исследовательской работы кафедры:
- проведение актуальных научных исследований, способствующих развитию передовой отечественной науки в области подготовки кадров системы специального образования;
- обогащение учебного процесса результатами научных исследований в области подготовки специалистов системы инклюзивного образования;
- повышение научной квалификации профессорско-преподавательских кадров в республике и за рубежом;
- подготовка научно-педагогических кадров (докторантура, магистратура, бакалавриат);
- разработка учебников, учебных пособий и УМК для педагогических работников системы специального образования, вузов, занимающихся подготовкой учителей-дефектологов; учащихся специальных организаций образования;
- рецензирование, экспертиза учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов, УМК, ГОСО и пр.;
- разработка и редактирование образовательных программ, учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов;
- информационное обеспечение библиотеки вуза;
- сотрудничество с научными организациями РК, ближнего и дальнего зарубежья;
- работа в составе экспертных комиссий, редколлегий научных журналов, научных ассоциациях.

 


2. Актуальность, новизна НИР, неповторяемость научных тематик


Исследования, проведенные кафедрой специального образования, определяются социальным заказом на научно-теоретическое и методическое обеспечение процесса обучения детей с ограниченными возможностями. Эти направления определяются также потребностями развития и управления социальной сферой системы специального образования. Области научных интересов сотрудников кафедры соответствуют основным дефектологическим специальностям по подготовке студентов: «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика».


Особое место в научных исследованиях кафедры специального образования занимает вопрос обучения детей с ограниченными возможностями на казахском языке. В Казахстане в последние годы идет активный процесс реформирования дошкольного и школьного образования в русле этнокультурного ориентирования обучения детей с ограниченными возможностями, формирования и развития личностных особенностей детей на основе казахской этнопедагогики и этнопсихологии. В данном случае кафедра специального образования КазНПУ имени Абая выступила инициатором научно-методологического обоснования содержания специального образования, выстроенного на билингвальной и бикультурной основе.


ППС кафедры продолжается работа по разработке учебно-методического обеспечения процесса обучения детей с ограниченными возможностями на казахском языке в специальных (коррекционных) школах. Подобные работы имеют особое значение в социализации детей-казахов, имеющих какие-либо отклонения в развитии, их национальной идентификации. На кафедре разрабатываются также Программы обучения, учебники и УМК для дошкольных и школьных специальных организаций образования с русским и казахским языками обучения.


Проводимая в рамках указанных видов работ научно-исследовательская деятельность отражает самые новые научные тенденции, является актуальной и позволяет совершенствовать систему подготовки научных и педагогических кадров в условиях бакалавриата, магистратуры и докторантуры, что способствует углублению как теоретической, так и практической, индивидуальной подготовки обучающихся, обеспечению их профессионализма, способности к творческому поиску.


Темы проектов кафедры прошли экспертизу (МОН РК 2018-2020гг.)
1.«Управление процессом оценки учебных достижений обучающихся с особыми образовательными потребностями».
2.«Разработка концепции психологического сопровождения профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков и ее внедрение в педагогический процесс общеобразовательных и специальных школ».
3.«Содержательные аспекты подготовки специалистов для системы инклюзивного образования».

 


3.Инновационность научных проектов


Усиление интегративных процессов системы специального образования и педагогических вузов станет одним из перспективных инновационных ресурсов повышения качества образования детей с ограниченными возможностями, отразит его синергетический эффект. Включение технологии мониторинга кадров системы специального образования, базирующегося на ведении в автоматизированном режиме комплекса баз данных о потребностях областей в специалистах, количестве выпускников педагогических вузов, как обязательный, поможет оптимизировать стратегии развития единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями.


В 2017 году 6 преподавателей кафедры специального образования принимали участие в разработке учебных программ для специальных (коррекционных) детских садов и школ для детей с нарушениями слуха, интеллекта (УО, ЗПР), речи, ОДА, зрения.

 


4. Участие сотрудников в научных мероприятиях внешних научных организаций


ППС кафедры принимали участие в зарубежных и республиканских мероприятиях внешних научных организаций по проблемам специального и инклюзивного образования:
1.Detection and Analysis of Adaptation and Transcendental Components of Achievement Motivation. Програма всеукраїнської науково-практичної конференції з міжнародною участю психологічна освіта в україні: традиції, сучасність та перспективи. Київсько національному університеті імені Тараса Шевченка) 21-22 квітня. Киев. 2017 (Жиенбаева Н.Б.).
2.Сопоставление концептуальных разработок моделей коммуникативного субьекта Л.С.Выготского и М.М.Бахтина. Международная научно - методическая конференция «тенденции и перспективы развития современной психологической науки и практики». КазГУ им. Альфараби. 7 декабря 2017г. (Жиенбаева Н.Б.).
3.XIII международная заочная научно-практическая конференция. Научный форум: Педагогика и психология. 07.12.2017г., Москва (Сардарова З.О., Завалишина О.В.).
4.ХІІІ Международная научно-практическая конференция «Новейшие научные достижения». 15-22 марта 2017. - г. София, Болгария (Бекбаева З.Н.).

5.Сотрудничество с научными организациями, вузами, в том числе с Назарбаев Университетом


Преподаватели кафедры специального образования принимали участие в проектах, финансируемых МОН РК и другими организациями РК:
1.6 преподавателей приняли участие в 055-Программе поисково-прикладных исследований «Научная и научно-техническая деятельность». База - Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики (Абаева Г.С., И.А., Ибатова Г.Б, Оразаева Г.С., Омирбекова К.К., Тулебиева Г.Н., Даурамбекова А.А.).
2.7 преподавателей приняли участие в научном проекте МОН РК по разработке учебных программ для специальных (коррекционных) дошкольных и школьных организаций образования РК. База - Национальная Академия образования имени И.Алтынсарина (НАО), ННПЦ КП (Абаева Г.С., Аутаева А.Н., Денисова И.А., Жалмухамедова А.К., Оразаева Г.С., Омирбекова К.К., Тулебиева Г.Н.).

3. Жалмухамедова А.К. принимала участие в подготовке Национального доклада «Молодежь Казахстана-2017».


6. Повышение потенциала научных организаций путем обучения сотрудников внутри страны и за рубежом, в том числе по программе «Болашак»


1.В 2017 году ППС кафедры, обучающиеся получили 36 сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации в РК и за рубежом.
2.2 преподавателя совершили научные командировки в РК (Бутабаева Л.А. и др.).
3.3 преподавателя, магистранта и докторанта совершили научные зарубежные командировки (Ибатова Г.Б. и др.).
4.Доля женщин, выполняющих научные исследования и разработки, от общего числа исследователей - 93,3%
5.Оснащение современным оборудованием в отчетном году.
Кафедра оснащена современным оборудованием: 5 компьютеров, 3 принтера, ксерокс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор. Кафедра располагает 4 кабинетами, которые оформлены для специализаций «Логопедия», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», кабинетом медицинских дисциплин.

2082
 
 
 
 
Besucherzahler
 
Besucherzahler