қазақша · русский · english
   
  Негізгі бет / БАҚ біз туралы
21.05.2020

Рейтинг НПП «Атамекен» образовательных программ вузов РК: проблемы оценивания

 


 

В последние три года Национальная палата предпринимателей «Атамекен» проводит рейтинг образовательных программ вузов РК. Казалось бы, что появление еще одного рейтинга вузов, тем более от работодателей дает возможность более объективно оценить наши Вузы и их образовательные программы. Но на самом деле этот рейтинг породил массу вопросов и нареканий. Почему так случилось и что должны дать нам эти рейтинги, хочу представить свой взгляд на эту проблему.

 

Различные системы оценивания университетов и их образовательных программ (рейтинги, аккредитации и др.) являются очень популярными среди различных агентств, СМИ и привлекают особое внимание абитуриентов, родителей, работодателей и, наконец, самих университетов. Например, такие признанные в мире рейтинги, как QS World University Rranking (QS WUR), Times Higher Education World University Rranking (THE WUR), Academic Ranking of World Universities (ARWU) или Рейтинг университетов журнала US News & World Report (USNWR WUR) являются очень популярными среди академического сообщества и работодателей. Многие университеты мира уделяют огромное значение их результатам, оценивают свое и конкурентов положение и в своих Стратегиях развития планируют достижение высоких в них мест.

 

В современном мире конкурентоспособность системы образования страны становится одним из важных факторов экономического потенциала страны. По данным различных агентств объем экспорта образовательных услуг высшего образования в мире составляет более 200 миллиардов US$ и львиная доля их приходятся на ведущие страны. Это такие страны, как США и Великобритания и университеты этих стран являются ведущими университетами мира. Всем известна слава таких университетов, как Гарвардский, Стэнфордский, Оксфордский, Кембриджский и Массачусетский технологический институт и они заслужили такую славу благодаря выдающимся достижениям их выпускников, добившихся значительных успехов в науке, политике и их местам в мировых рейтингах университетов. Например, эти университеты в трех мировых рейтингах входят в Топ 7 (QS WUR - Топ 7, THE WUR - Топ 5, ARWU - Топ 7), а в рейтинге USNWR WUR - Топ 9. Эти университеты занимают высокие места во всех региональных или отраслевых рейтингах.

Сегодня любой человек, желающий узнать, где лучшее образование и лучшие университеты может посмотреть эти рейтинги и сделать выбор относительно своего обучения.

 

А как оценивается высшее образование Казахстана в мире, и какие места занимают наши университеты в этих рейтингах?

Наши университеты активно участвуют в этих рейтингах и добились определенных успехов. Например, в рейтинге QS WUR 2020 года 10 Казахстанских университетов входят в 1000 лучших университетов мира и лучшими являются Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (КазНУ, 207 место), Евразийский национальный университет имени Л.Гумилева (ЕНУ, 418), Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауезова (491) и Казахский национальный университет имени Абая (561 место). Еще в одном рейтинге, а именно, в THE WUR 2020 года только два университета Казахстана вошли в рейтинг, это - КазНУ и ЕНУ и занимают они места 1000 и далее. То есть это и есть ведущие университеты Казахстана, достижения которых подтверждены мировыми рейтингами.

Теперь, если вернуться к рейтингу «Атамекен», то получим совершенно иную картину. Приведем несколько примеров.

 

По образовательной программе Математика лидерами являются Атырауский государственный университет им.Х.Досмухамедова, Университет им. Сулеймана Демиреля, Актюбинский региональный государственный университет им. К.Жубанова и Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова. А КазНУ в нем занимает только пятое место, хотя в мировом рейтинге QS WUR by Subject - на 351-400 местах.

 

По образовательной программе Физика лидеры - Государственный университет им.Шакарима г.Семей, Актюбинский региональный государственный университет им. К.Жубанова и Таразский государственный университет им.М.Х.Дулати. А 4 и 5 вуз этого рейтинга ЕНУ и КазНУ в том же QS WUR by Subject занимают 551-600 место.

 

В рейтинге «Атамекен» по Менеджменту лидируют Казахстанско-Немецкий университет, Казахстанско-Британский технический университет и Университет КИМЭП, а занимающий 4 место Алматы Менеджмент Университет в QS Gloval MBA Ranking занимает 151-200 место.

 

В другом рейтинге THE WUR 2020 by subject по инженерии и технологии КазНУ занимает 601-800 место, но в рейтинге «Атамекен» по биотехнологии стали только пятыми, пропустив вперед Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова, Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова, Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина. Хотелось бы подчеркнуть, что указанные выше лидеры рейтинга Атамекен отсутствуют в мировых рейтингах.

 

Возникает вполне резонный вопрос: почему результаты рейтинга «Атамекен» отличаются от мировых рейтингов? Почему в мировых рейтингах отсутствуют лидеры «Атамекена», а признанные в мире КазНУ, ЕНУ, КазНПУ отстают от них в рейтинге «Атамекен»?

Вся проблема заключается, в том, что система оценивания «Атамекен» совершенно отличается от принятых в мире систем. Проанализируем эти системы и попробуем понять, что же они оценивают.

 

Начнем с мировых рейтингов, показатели QS WUR включают такие показатели, как репутация университета - академическая и среди работодателей, цитирование (научных статей) ученых, отношение количества студентов к ППС, доля иностранных студентов и профессоров, а THE WUR - репутация, соотношение студентов к ППС, соотношение докторантов и бакалавров, доход и производительность исследований, цитирование, доля иностранных студентов и профессоров и отраслевой доход.. Рейтинг ARWU рассматривает количество выпускников - лауреатов Нобелевских и золотой медали Филдса и количество статей ученых в журналах с высоким индексом цитирования.

 

То есть, они показывают результаты деятельности университетов в обеспечении качества образования (репутация и достижения выпускников), научные достижения, привлекательность для иностранных студентов и ученых.

 

«Атамекен» рассматривает, как они пишут, показатели трудоустройства выпускников, актуальность содержания образовательных программ и достижения обучающихся. Проанализируем эти показатели.

 

Показатели рейтинга «Атамекен» включают карьерные перспективы выпускников (60%), качество образовательных программ (38%) и достижения обучающихся (2%).

 

Самая весомую долю в показателях имеет блок карьерные перспективы выпускников и представлен как мнение работодателей.

Он включает в себе такие показатели, как стабильность работы, уровень трудоустройства, отношение зарплаты выпускников к зарплатам опытных коллег, продолжительность поиска работы и работа во время учебы и дает 60% всей оценки деятельности вуза.

Но здесь не прослеживается никакая логика в оценке деятельности вуза. Например, продолжительность поиска работы (дает 21,0% всей оценки) зависит только от состояния рынка труда и потребности в кадрах в конкретном регионе, причем здесь условия в некотором областном центре может оказаться лучше, чем в Нур-Султане или Алматы. К тому же этот показатель вообще не поощряет создание выпускниками собственного бизнеса, стартапов и др.

 

Следующий показатель - отношение зарплаты выпускников к зарплатам опытных коллег (12,0%). Он зависит от законодательной базы или политики работодателей. Например, заработная плата начинающего учителя или медика зависит от установленных нормативов, а не от качества образовательных программ. Аналогичным образом устанавливают заработную плату для начинающих банки или бизнес.

А такие показатели, как стабильность работы (9,0%) или работа вовремя учебы студентов (2,4%) вообще непонятны в современном обществе, где все студенты желают подработать и когда отмечается высокая мобильность работающих, наступает век фрилансеров. То есть, работодатели, в лице «Атамекен», показывают полное непонимание ситуации на рынке труда.

 

Итак, в блоке «Карьерные перспективы выпускников» из 60% показателей 44,4% не относятся к вузу вообще.

 

Разработка образовательных программ - действительно очень важная составляющая работы университета и ее оценке дается 38 % общей оценки рейтинга. Вроде хорошо, но из них 28 % занимают такие показатели, как соответствие содержания модуля/дисциплины требованиям рынка труда, соответствие результатов обучения современным квалификациям, практико-ориентированность модуля/дисциплины, достаточность кредитов и наличие современной базы источников. Вкратце объясню, эти показатели невозможно оценить объективными данными, поэтому здесь используется экспертная оценка, то есть мнение одного специалиста определяет, насколько современны содержание, литература и т.д, т.е. это полностью субъективная оценка. Хотелось бы привести один пример из собственной практики, когда один профессор мехмата МГУ говорил, что математик, не освоивший книгу Рудина, не может считаться специалистом, а другой не уважал тех, кто не прочитал книгу Бурбаки, и таких примеров субъективной оценки можно привести очень много. Это означает только одно, что они не должны служить оценкой образовательных программ.

 

И наконец, достижения обучающихся, которому выделено 2% от всей оценки. То есть подготовь университет десяток Нобелевских лауреатов или получите научный результат мирового уровня, может рассчитывать только на 2% в рейтинге. В самом деле, даже не на это, так как этот показатель включает в себе только долю студентов получивших образование в рамках академической мобильности и наличие подразделения по содействию и внедрению результатов научной и инновационной деятельности обучающихся.

 

Вот и все! Национальная палата работодателей «Атамекен» оценивает вузы таким образом, что в нем не учитываются ни выдающиеся выпускники, ни научные достижения ученых, ни привлекательность вуза (в стране и за рубежом).

 

В педагогических измерениях есть такое понятие, как валидность соответствия с результатами других исследовании. Когда при одной системе оценки получаете результат, близкий к результатам по другим оценкам. В нашем случае у рейтинга «Атамекен» нет такой валидности, так как они абсолютно не совпадают с результатами других, в том числе мировых, рейтингов университетов.

 

Тогда что это за рейтинг, кому и зачем он нужен? Авторы рейтинга утверждают, что этот рейтинг нужен родителям и выпускникам школ и колледжей, которые выбирают специальность и ВУЗ. По их мнению, основными критериями являются процент трудоустройства, средние зарплаты выпускников, актуальность образовательных программ. А что ещё нужно чтобы сделать выбор. Но абитуриенты и их родители выбирают не лидеров рейтинга «Атамекен», а ведущие вузы страны, лидеров в мировых рейтингах, с отличными учебными и научными достижениями. Например, в 2019 году наибольшее количество обладателей государственных образовательных грантов поступили в КазНУ (6301), ЕНУ (3661), ЮКГУ (2392) и КазНПУ (1682). Значит, рейтинг «Атамекен» создан не для абитуриентов и их родителей, более того он может вводить их (в том числе зарубежных абитуриентов) в заблуждение относительно качества нашего образования.

 

Наконец, если бы такой рейтинг делает НПП «Атамекен» самостоятельно, на собственные средства, и для каких-то собственных идей, то можно было бы не уделять особого внимания на него. Но проблема в том, что это рейтинг выполняется по заказу Министерства образования и науки и на бюджетные деньги. Тогда какая польза государству от такого рейтинга и что он дает системе образования Казахстана?

 

 

 

Автор: Т. Балыкбаев, ректор Казахского национального

педагогического университета имени Абая, профессор

21.05.2020 г.

Источник: bilim.expert