| 
 Сегодня в КазНПУ имени Абая   реализованы основные принципы Болонской декларации, и кредитная система   внедрена во всех вузах Казахстана. Университеты активно разрабатывают   совместные образовательные программы, в том числе, посредством академической   мобильности. 
Необходимо отметить, что академическая мобильность   делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная академическая   мобильность подразумевает полное обучение студента в зарубежном ВУЗе.   Горизонтальная мобильность позволяет студенту пройти обучение в зарубежном   ВУЗе в течении ограниченного периода (семестра, учебного года). В   государственной программе развития образования предусматривается, что студент   бакалавриата должен провести один или два семестра в заграничном ВУЗе. 
  
Кроме того, мобильность делится на   внешнюю и внутреннюю. Внешняя, или международная академическая мобильность -   это обучение студентов в зарубежных ВУЗ-ах, а также работа   преподавателей-исследователей в зарубежных образовательных или научных   учреждениях. Внутренняя академическая мобильность - обучение студентов, а   также работа преподавателей-исследователей в ведущих казахстанских ВУЗ-ах. 
На данный момент ключевыми критериями отбора   претендентов на участие в академической мобильности является средний балл   документа об образовании или текущая успеваемость студента, а также уровень   знания иностранного языка. На следующем этапе уполномоченным органом в   области образования создается конкурсная комиссия, которая будет проводить   отбор претендентов и дальнейшее направление на обучение за рубежом. 
  
Концепция академической мобильности обучающихся   высших учебных заведений 
  Видение развития академической   мобильности 
  
Академическая мобильность - это перемещение обучающихся или   преподавателей-исследователей на определенный академический период (включая   прохождение учебной или производственной практики), как правило, семестр или   учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом)   для обучения или проведения исследований, с обязательным перезачетом в   установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в   своем вузе. 
Сегодня академическая мобильность обучающихся в   основном обеспечивается посредством обменных программ Erasmus Mundus, Erasmus   Mundus Partnership и других. 
В программе студенческой и преподавательской   мобильности Erasmus, со времени ее основания в 1987 году, приняли участие 1,9   млн. человек. Сегодня в ней участвует около 30 стран мира. К ней привлечено   90% европейских университетов, более 3100 высших учебных заведений из 31   страны. 
В рамках второго консорциума стипендий программы   Erasmus Mundus за 2009-2010гг. Казахстану присвоено 20 стипендий (бакалавриат   - 9, магистратура - 5, докторантура - 3, пост докторантура - 1, преподавание   - 2). 
Вместе с тем, вузами реализуются более 80   меморандумов о сотрудничестве по внедрению совместных образовательных   программ с зарубежными университетами (Великобритании, Испании, Германии,   Чехии, США, Канады, России и др.). 
Существенным вкладом в развитие человеческого   капитала и академической мобильности стала реализация международной стипендии   Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным   молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира.  
Растет количество студентов, желающих получить   качественное высшее образование. За рубежом обучаются более 20 тыс.   казахстанцев. Около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента   Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира. Это способствует   укреплению академической и культурной интернационализации казахстанского   высшего и послевузовского образования, улучшению качества образовательных   программ и научных исследований. 
Академическая мобильность важна для личного развития   и возможности трудоустройства, и она воспитывает уважение к разнообразию и   возможности иметь дело с другими культурами. Она стимулирует лингвистический   плюрализм и повышает конкурентоспособность высших учебных заведений. 
  
Нормативно-правовая и институциональная поддержка   академической мобильности 
В настоящее время анализ изучения опыта ведущих   вузов Казахстана по развитию академической мобильности показывает, что на   один академический период в зарубежные вузы выезжает в год около 20 обучающихся.   Однако не все вузы осуществляют перезачет освоенных обучающимся кредитов в   зарубежном вузе. 
В этой связи вопросы перезачета кредитов требуют   разработки соответствующего нормативного правового акта. Фактически из-за   слабой интегрированности в международное образовательное пространство,   академическая мобильность не получила достаточного развития, которое   предполагают принципы Болонского процесса. 
Для предоставления возможности обучающимся осваивать   программы отдельных дисциплин в ведущих университетах мира и обеспечения   объективных критериев измерения и сравнения учебных достижений разработана   казахстанская система перезачета кредитов по типу ECTS - европейской системы   перевода кредитов. 
В казахстанской кредитной технологии минимальное   количество кредитов, которое обучающийся должен освоить для получения   степени: 
1) бакалавра - составляет не менее 138 кредитов, из   них 129 кредитов теоретического обучения; 
2) квалификации специалиста с высшим специальным образованием   - не менее 170 кредитов, из них 161 кредит теоретического обучения; 
3) магистра: 
научного и педагогического направления - не менее 47 кредитов, из них 34 кредита теоретического обучения; 
профильного направления: 
1,5 года обучения - не менее 36 кредитов, из   них 28 кредитов теоретического обучения; 
1 года обучения - не менее 24 кредитов, из них 18   кредитов теоретического обучения; 
4) доктора философии (PhD) или доктора по профилю -   не менее 60 кредитов, из них 30 кредитов теоретического обучения.  
Трудоемкость одного казахстанского кредита   теоретического обучения с учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы   обучающегося в бакалавриате составляет 45 часов работы, в профильной   магистратуре - 60 часов, в научно-педагогической магистратуре - 75 часов, в   докторантуре - 105 часов. 
Для обеспечения академической мобильности   обучающихся и признания образовательных программ (всех уровней и форм высшего   и послевузовского образования) в европейском образовательном пространстве   необходим пересчет казахстанских кредитов в кредиты ECTS. 
Академический кредит в рамках ECTS - это единица   измерения трудоёмкости изучения дисциплины, как на аудиторных занятиях, так и   во время самостоятельной работы. Один кредит ECTS равен 25-30 академическим   часам. 
Общая учебная нагрузка помимо аудиторной включает   следующие виды самостоятельной учебной работы обучающегося: эссе, рефераты,   курсовые работы (проекты), лабораторные работы, подготовка по различным видам   текущего, промежуточного и итогового контроля, сбор материалов и написание   дипломной работы (проекта). 
ECTS оценивает суммарную трудоемкость учебной работы   одного учебного года в 60 кредитов (в семестр обучающийся набирает 30   кредитов, а в триместр - 20 кредитов.) Продолжительность учебного года   составляет 30 недель и 6 недель отводится на сдачу экзаменов (итоговый   контроль). 
В европейских странах длительность обучения для   получения степени в бакалавриате составляет от трех до четырех лет и требует   получения соответственно 180-240 зачетных кредитных единиц. 
Для перерасчета дисциплин, выраженных в кредитах   ECTS, в кредиты Республики Казахстан необходимо производить деление кредитов   ECTS на переводной коэффициент в зависимости от наполняемости 1 кредита ECTS   по каждой дисциплине: 
1) для бакалаврита - в пределах от 1,5 до 1,8; 
2) для профильной и научно-педагогической   магистратуры - в пределах от 2 до 2,4; 
3) для докторантуры - в пределах от 2,7 до 3,2. 
При этом кредиты формируются в целых единицах. 
Трудоемкость курсовых проектов (работ) входит в   общую трудоемкость дисциплины. 
Высшие учебные заведения назначают координатора ECTS   в целом по вузу и на факультетах. 
Вузовский координатор ECTS обеспечивает   приверженность и применение учебным заведением принципов и механизмов ECTS, а   также координирует и контролирует работу всех координаторов структурных   подразделений вуза. 
Координаторы ECTS консультируют обучающихся и   профессорско-преподавательский состав по практическим и учебным аспектам   ECTS. 
Шкала оценок ECTS включает пять положительных оценок   (от A до E), оценки FX, которая может быть исправлена, и оценки F без   предоставления кредитов. 
Система оценивания знаний Республики Казахстан,   основанная на балльно-рейтинговой буквенной системе оценки учебных достижений   обучающихся, включает десять положительных оценок (от A до D), которые   предусматривают присвоение кредитов и одной неудовлетворительной оценки F без   предоставления кредитов. 
Перевод оценок по ECTS в балльно-рейтинговую   буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся и обратно   осуществляется следующим образом. 
  
Таблица перевода оценок по ECTS в   балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся 
  
| 
  Оценка по ECTS 
  
 | 
 Оценка по 
буквенной 
системе 
 | 
 Цифровой 
эквивалент 
баллов 
 | 
 %-ное 
содержание 
 | 
 Оценка по 
традиционной 
системе 
 | 
 
| 
 А 
 | 
 А 
 | 
 4,0 
 | 
 100 
 | 
 Отлично 
 | 
 
| 
 В 
 | 
 В+ 
 | 
 3,33 
 | 
 85 
 | 
 Хорошо 
 | 
 
| 
 С 
 | 
 В 
 | 
 3,0 
 | 
 80 
 | 
 
| 
 D 
 | 
 С 
 | 
 2,0 
 | 
 65 
 | 
  Удовлетворительно 
 | 
 
| 
 E 
 | 
 D 
 | 
 1,0 
 | 
 50 
 | 
 
| 
 FX, F 
 | 
 
 
 |