қазақша · русский · english
   
  Главная / СМИ о нас
17.06.2020

Высшее образование РК: реформировать нельзя оставить

 


 

Стратегическую цель - войти в 30-ку глобальных конкурентоспособных стран мира - Казахстан может достичь не только развивая экономику, но, прежде всего, повышая качество человеческого капитала через развитие системы образования. В этой статье мы предлагаем ряд мер по реформации образовательной системы.

Однако понять проблемы высшего образования и выработать варианты решения мешают «мифы» об этой отрасли. Давайте для начала их разберем.

 

Мифы об образовании Казахстана

 

Миф 1. В стране слишком много студентов


В 2018-2019 учебном году студенты в Казахстане составляли 3% населения, в то время как в США, например, этот показатель составил 6,3%[1] (таблица 1).


Таблица 1 - Количество студентов

оказатели

США

Малайзия

Франция

Россия

Казахстан

Китай

Кол-во студентов

20.5 млн.

1.25 млн.

2.68 млн.

4.4 млн.

0.54 млн.

37 млн.

Доля студентов от общего кол-ва населения

6,3%

4,0%

4,0%

3,0%

 

3%

2,8%


Миф 2. В Казахстане слишком большое количество вузов.

 

В 2018-2019 учебном году в стране было 7 вузов на 1 млн. жителей. По сравнению, в Малайзии на 1 млн. человек - в два раза больше вузов:


Таблица 2 - Количество вузов

Показатели[2]

Малайзия

США

Франция

Россия

Казахстан

Китай

Кол-во вузов

494

4360

562

1171

124

2596

Кол-во вузов на 1 млн. населения

16

13

9

8

7

2

 

При этом доказано влияние вузов на экономическое развитие страны, и чем их больше, тем экспансивнее рост. Например, по данным Национального бюро экономических исследований Великобритании, увеличение количества вузов в два раза повышает ВВП на душу населения в регионе на 4%[1].

 

Миф 3. Система образования Казахстана неэффективна.


Как измерить этот показатель? Очевидно, сравнив объём финансирования образования с результатами международных рейтингов.

 

Таблица 3 - Соотношение объема финансирования сферы образования и рейтинга ПРООН.

Показатели[3]

Франция

США

Малайзия

Китай

Россия

Казахстан

Доля госрасходов на образование от общего ВВП [4]

5,5 %

5 %

4,8 %

4,2%

3,8 %

3,3 %

Сумма гос. средств на 1 студента, долл. США (оценочно)

55 732

49 156

13 224

12 714

11 955

8 819

Место в рейтинге развития образования ПРООН[5]

24

8

80

108

34

39

 

Как видим, Казахстан при финансировании около 9 тысяч долларов на 1 студента не сильно отстает и даже опережает ряд стран.

 

Сравним финансирование образования и обороны в Казахстане. К 2020 году рост затрат на оборону составил почти 160 млрд тенге, а рост затрат на высшее образование - всего 10,5 млрд. тенге (разница - 15,3 раза).

 

Тогда как, мировая статистика [2] показывает, что развивающиеся страны больше тратят на развитие системы образования, а не на оборону. Малайзия тратит 3,47 млрд $ на оборону, 45,4 млрд $ - на образование - в 13,1 раз больше. Южная Корея 43,1 млрд $ - на оборону, 349,2 млрд $ на образование - в 8 раз больше. Грузия 0,33 млрд $ на оборону, 1,71 млрд $ на образование - в 5,2 раз больше. Казахстан 1,57 млрд $ на оборону, 5,1 млрд $ на образование - лишь в 3,2 раз больше (таблица 4).

 

Таблица 4 - Сравнение расходов на оборону и образование в разрезе стран

2018

Страны

Расходы, затраченные на оборону

Расходы, затраченные на образование

Коэффициент соотношения расходов

Малайзия

3,47 млрд $

45,4 млрд $

13,1

Южная Корея[6]

43,1 млрд $

349,2 млрд $

8,1

Грузия

0,33 млрд $

1,71 млрд $

5,2

Казахстан

1,57 млрд $

5,1 млрд $

3,2


Поговорим о качестве

 

Отражается ли такой дисбаланс в расходах на качестве образования? Судите сами. По результатам PISA-2018 (тест функциональной грамотности школьников) разрыв между средними показателями стран ОЭСР и Казахстана существенно увеличился [7].

 

Таблица 5 - Результаты PISA - 2015, 2018

 

Рейтинг PISA

(учащиеся 9 и 10 классов)

Казахстан

Казахстан

ОЭСР

2015

2018

2015

2018

по математической грамотности (из 600)

460

423

490

489

по естествознанию (из 1000)

456

397

490

489

по читательской грамотности (из 600)

427

387

493

487

 

А вот данные других рейтингов. Казахстан занимает 93 место в рейтинге The world`s largest ranking of countries and regions by English skills среди 100 участников.

 

Также, у нас сохраняется большой разрыв в 29-37 баллов между показателями города и села[2] по результатам TIMSS-2015 - оценка математического и естественнонаучного образования школьников.

 

По результатам PISA (2009, 2012, 2015, 2018) и TIMSS (2007, 2011, 2015) в школе сохраняется большой разрыв в качестве образования по регионам, территориям (город-село), языку обучения и социально-экономическому статусу семьи.

 

Также, в разрезе регионов разница между самым низким и высоким показателями PISA соответствует 3 годам обучения[8]. Это значит, что 9-классники одного региона в оценке знаний могут отставать от 9-классников другого региона на 3 года.

 

Меняем тренды

 

Чтобы изменить складывающуюся ситуацию, предлагаем:

 

Сделать высшее образование доступным для социально уязвимых слоев населения


1) В Казахстане при распределении грантов мы по-прежнему смотрим на академическую успеваемость («merit-based system») студента без учета материального положения его семьи. Поэтому, при распределении грантов мы рекомендуем учитывать и социально-экономические факторы («need-based system»). Зарубежный опыт показывает, что чем меньше среднегодовой доход семьи абитуриента, тем большую финансовую помощь он вправе получить (США, Бельгия и др.)[9].

 

В Казахстане в 2018-2019 году 30% студентов учились на госгранте (рисунок 2). По сравнению с 2015 годом количество государственных грантов в 2019 году выросло на 67%. Однако сохраняющийся разрыв показателей между городом и селом (таблица 6) требует изменения системы распределения грантов в пользу увеличения грантов для социально уязвимых слоев населения. Подробнее>>

 

 

17.06.2020 г.

Источник: bilimdinews.kz