қазақша · русский · english
   
  Главная / СМИ о нас
05.12.2018

Всероссийский съезд учителей русской словесности

 


 

Второй раз МГУ имени М.В. Ломоносова становится инициатором и организатором Всероссийского съезда учителей русской словесности. Высокий форум, объединивший более 1000 участников из 73 регионов России, а также из Казахстана, Белоруссии, Румынии и Китая, прошел 7-9 ноября 2018 года в Ломоносовском корпусе Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова. Этот авторитетный съезд - значительное событие в научной и общественной жизни.

 

На пленарном заседании были обозначены основные направления работы съезда. С приветственным словом к участникам форума обратились ректор МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В.А. Садовничий в своем выступлении «Московский университет и отечественная филологическая традиция» сделал акцент на том, что «сохранение традиций классических университетов и школ - залог успешного будущего страны».

 

Патриарх Кирилл, являющийся Президентом Общества русской словесности, особо отметил, что от результатов работы учителей русской словесности во многом зависит будущее страны. В наше достаточно рациональное и технократическое время приобретает особое значение преподавание гуманитарных дисциплин. Литература, история, философия, искусство расширяют границы мира человека, помогают ему осознать себя как личность и как часть народа, ставят пред ним важные мировоззренческие вопросы, формируют и развивают культуру мысли и культуру слова. Именно перед учителем словесности стоят задачи общегосударственного масштаба, на его плечах лежит особая ответственность за судьбу народа. Патриарх Кирилл предложил учредить премию Общества русской словесности для учителей русского языка и литературы за особый вклад в воспитание нации и сохранение культурного наследия.

 

Ярким и запоминающимся было выступление афроамериканца Габриэла Анисета Кочофа, президента Ассоциации иностранных выпускников вузов, живущих в России, исполнительного директора Международного координационного совета выпускников Инкорвуз-XXI, доцента геологического факультета МГУ.

 

Более 150 докладов, посвященных самым важным проблемам преподавания русского языка и литературы в школах Российской Федерации, прозвучало на 7 секциях и круглых столах. На секциях обсуждались вопросы традиций педагогического образования и роль классических университетов в подготовке учителей словесности (секция 1); школьные учебники по русскому языку и литературе (секция 2); электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы (секция 3); формы аттестации по русскому языку и литературе (секция 4); психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми (секция 5); преподавание русского языка и литературы в поликультурной среде, зарубежная школа (секция 6); русский язык и литература в междисциплинарном пространстве современной школы (секция 7).

 

 

В многочисленных выступлениях были обозначены проблемы, решение которых, по всей вероятности, определит будущее преподавание русского языка и литературы. Язык, на котором осуществляется образовательный процесс, является важнейшим источником повышения его эффективности и качества. Это утверждение относится к обучению как в школе, так и в вузе. Русский язык выполняет множество функций, которые принято в современном научно-педагогическом сообществе называть «метапредметными», то есть важными для всех предметов, всех областей образовательного процесса. Общение в разных предметных ситуациях, адекватное понимание и запоминание учебно-научных текстов, в частности терминов, передача одних и тех же смыслов разными языковыми средствами - все это только малая часть проблем, которые стали предметом обсуждения на секциях.

 

В рамках работы съезда были организованы экскурсии в музеи и посещение открытых уроков в школах Москвы. Ведущие учителя продемонстрировали возможности Московской электронной школы (МЭШ) - облачной интернет-платформы, которая содержит необходимые образовательные материалы (пособия, учебники, задачники, электронные хрестоматии, медиаресурсы). Педагоги делились опытом, как можно использовать качественный контент МЭШ, как цифровая школа делает уроки эффективнее и насыщеннее.

 

Съезд учителей русской словесности имеет большое значение для специалистов в области изучения и преподавания русского языка, литературы и культуры. Общение с видными учеными, методистами, лучшими преподавателями-практиками, авторами новых учебников и книг, современными писателями - все было включено в программу форума. Это, безусловно, серьезная работа, проведенная филологическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова, по поддержке учителей русского языка и литературы в современном мире.

 

Всероссийский съезд способствовал пониманию того, что проблемы, поднятые учительским сообществом в России, близки, понятны и актуальны для учителей русской словесности Казахстана.

 

Авторы: С.Д. Абишева (Алматы,

д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой

русского языка и литературы КазНПУ имени Абая)

М.С. Асылбекова (Алматы,

к.ф.н., учитель русского языка и литературы

Специализированного лицея №165)

04.12.2018 г.

Источник: bilimdinews.kz