қазақша · русский · english
   

 

Встреча с академиком Национальной академии наук,

доктором биологических наук, профессором Хабдрахманом Дюсембиевичем Дюсембиным

 

В рамках «Декады науки - 2018» кафедра анатомии, физиологии, зоологии и безопасности жизнедеятельности организовала встречу с академиком НАН Республики Казахстан, почетным директором Института физиологии человека и животных, доктором биологических наук, профессором Хабдрахманом Дюсембиевичем Дюсембиным на тему «Актуальные проблемы современной физиологии».

 

На лекции присутсвовали директор Института естествознания и географии Куляш Каймулдинова,заведующий кафедры Шамшидин Балгимбеков, к.п.н., проф. Амантай Сагындыков, начальник отдела мониторинга научно-исследовательских проектов и нормоконтроля Галия Кириллова и преподаватели кафедры - к.б.н, доцент Галия Татаринова, к.м.н., проф. Амантай Кунакбаев, доцент Кумис Батырова, ст. преподаватель, к.б.н. Гулнара Ташенова, преподаватели кафедры, магистры Асия Кайнарбаева, Айгерим Аскарова, Жазира Жарылкасынова, Маржан Башенова, а также студенты 2 курса «5B011300-Биология», «5B060700-Биология» и магистранты «6M060700-Биология».

 

Заведующий кафедрой, д.м.н. Шамшидин Балгимбеков торжественно открыл мероприятие, посвященное Декаде науки, рассказав о жизни профессора Хабдрахман Дюсембина: «...в 1948 году Хабдрахман Дюсембин после окончания биолого-почвенного факультета КазГУ им. Кирова поступил в аспирантуру. Уже на третьем курсе участвовал в научной конференции студентов факультета с темой «Философское значение учения И.П. Павлова». Позже Хабдрахман Дюсембин был избран председателем Ученого совета факультета и внештатным лектором Центрального комитета комсомола Казахстана. Хабрахман Дюсембин обладает тремя основными качествами, воспетых в свое время великим Абаем, а именно: горячим духом, светлым умом, теплом сердцем».

 

Директор Института естествознания и географии Куляш Каймулдинова рассказала, что Хабдрахман Дюссембин очень скромный, гуманный, высокообразованный человек и что его жизнь - отличный пример для подражания для современной молодежи. Она также поблагодарила Хабдрахмана Дюсембиевича за вклад в образование и воспитание студентов и выразила свои теплые пожелания.

 

Хабдрахман Дюсембин выступил с актовой лекцией, в ходе которой обсудил глобальные проблемы современной физиологии и возможные пути их решения. Он также рассказал о таких разделах физиологии, как космическая физиология, хронофизиология и затронул вопросы, связанные с причинами заболеваний, вызванных нарушениями высшей нервной деятельности.

 

       

 

     

 

Сведения о проведенных в 2017 г. научных мероприятиях, конференциях

 

Статус и название мероприятия

Место, сроки проведения мероприятия

1

V Всероссийская интернет-конференция «Профилактика аддиктивного поведения в образовательных организациях: состояние, проблемы, перспективы»

КазНПУ им. Абая, 29 марта 2017 г.


В рамках Зимней школы «Профессионализм и педагогическое мастерство» в Университете проводился тренингпо английскому языку для преподавателей химии, биологии, физики и информатики. Программа тренинга отличалась интенсивностью и насыщенностью: его участники занимались в течение 5 дней по 6 часов. С нашей кафедры прошли обучение следующие магистр, преподаватели Аскарова А.М., Жарылкасынова Ж.М., Башенова М.А..Обучение проводили профессионалы своего дела - квалифицированные преподаватели центра «InterPess-IH» Джозеф Демокритос  и Сабина Ибрагимова.Для изучения мнения о проведении тренинга и оценки качества образовательных услуг, предоставляемых центром «InterPess-IH», среди участников тренинга проводилось анкетирование.12 января 2018 года тренинг для преподавателей-предметников, ведущих занятия на английском языке,завершил свою работу. По итогам тренинга проректор по учебной работе Асан Сатмурзаев торжественно вручил сертификаты 24 преподавателям Университета.

 

С 9 по 13 января 2018 года в Университете в целях пропаганды здорового образа жизни и повышения интереса коллектива к спорту состоялась спартакиада «Денсаулық - 2018». Спартакиада проводилась по таким видам спорта, как волейбол, настольный теннис, шахматы, футзал, катание на коньках и на лыжах. В спортивных соревнованиях приняли участие около 300 членов профессорско-преподавательского состава и сотрудников Университета. На спартакиаду с нашей кафедры участовавали зав.кафедрой, профессор Балгимбеков Ш.А., к.б.н. Шыныбекова Ш.С., к.б.н. Кулжанова Д.К., магистр Нуркенов Т.Т., ст.преподаватель Кайнарбаева А.Д., преп.Аскарова А.М., преп.Жарылкасынова Ж.М., преп.Башенова М.А.

 

С 8 по 18 января текущего года по инициативе ректора Университета в целях повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и сотрудников впервые организована зимняя школа «Профессионализм и педагогическое мастерство». 8 - 9 января 2018 года в рамках работы зимней школы с целью повышения эффективности системы наставничества и оказания методической помощи наставникам прошел семинар «Школа наставников».


Двухдневный семинар был посвящен проблемам психологии личности, физической активности молодежи, системы наставничества. В работе семинара приняли участие около 150 наставников Университета. Занятия проводились с применением методов дискуссии, интерактивных образовательных технологий и командной работы.

 

Семинар проводили академик НАН РК Жамиля Намазбаева, профессор Шамшидин Балгимбеков, специалисты-психологи Мира Ибашова и Анель Садыкова. С нашей кафедры принимали участие проф.Бабашев А.М., к.б.н. Шыныбекова Ш.С., ст.преп.Кайнарбаева А.Д., магистр, преп.Аскарова А.М., магистр преп.Жарылкасынова Ж.М.

 

12.05.2017г. в рамках мероприятия «Открытые двери» в Институте Естествознания и Географии прошла встреча ППС кафедры анатомии, физиологии, зоологии и БЖ с учащимися Каргалинской школы №2 для одаренных детей. Учащимся рассказали об истории и буднях кафедры, продемонстрировали учебное оборудование, ознакомили с дисциплинами кафедры. Школьники проявили большой интерес, а также в конце встречи получили возможность подробнее рассмотреть препараты, поработать с микроскопом, потренировать навыки оказания доврачебной помощи на муляжах.

 

 

 


29.03.2017 года. состоялась  V i-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

   В работе i-конференции принимали участие ведущие специалисты в области  сохранения и укрепления здоровья учащихся, работники образования, члены Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке, представители общественности России, Казахстана, Белоруссии, Латвии, Литвы. От Казахстана в работе конференции принял участие коллектив кафедры анатомии, физиологии, зоологии и безопасности жизнедеятельности Казахского Национального педагогического университета им. Абая, г. Адматы.

 

ОРГАНИЗАТОРЫ V i-КОНФЕРЕНЦИИ

1.Экспертный совет при Комитете Государственной Думы РФ по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся.

2.ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации.

i-конференция проводилась при поддержке:

Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации

 

С приветственным обращением к участникам V  i-конференции выступил: 

         Харисов Фарис Фахразович, д.пед.н., профессор, член-корреспондент Российской академии образования, советник ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки РФ, г. Москва, председатель Экспертного совета при Комитете Государственной Думы  РФ по образованию и науке, заслуженный учитель Российской Федерации.

      С докладами выступили Балгимбеков Шамшидин Абдуллаевич, д.мед.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии, зоологии и безопасности жизнедеятельности.

             Тема доклада: «Опыт работы по профилактике аддиктивного поведения учащейся молодежи в    Казахском национальном педагогическом университете им. Абая»

       Жарылкасынова Ж.М., магистрант кафедры анатомии, физиологии, зоологии и безопасности жизнедеятельности.

             Тема доклада: «Двигательная активность и ее значение в профилактике аддиктивного поведения студентов вуза».

 

             Участники i-конференции обсудили широкий круг вопросов, касающихся перспективных направлений развития государственной политики в области формирования, сохранения и развития здоровья и безопасного поведения, а также профилактики аддикций. Отмечена необходимость разработки и совершенствования  концептуальных основ построения системы здорового и безопасного образа жизни обучающихся, раннего выявления риска формирования психо-социальных зависимостей и их профилактики, ресурсного обеспечения и профессиональной подготовки специалистов в области здоровьесбережения и превенции зависимого поведения молодежи.

           Отмечено, что сегодня проблема аддиктивного поведения актуальна как никогда и обусловлена новой волной роста наркомании, суицидов  и других видов аддикций среди молодежи. В настоящее время зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье подрастающего поколения нации. Кроме того, многие зависимости лежат в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма различных групп населения. К сожалению, до сих пор не реализуется системный анализ и учет отечественного и зарубежного опыта, в научной литературе уделено недостаточное внимание вопросам, касающимся исследования подходов в решении этой проблемы на основе доказательной психологии, физиологии, педагогики и социологии. Констатировано, что решение этих проблем в большой степени зависит от консолидации усилий всего мирового научного сообщества теоретиков, практиков, специалистов по выработке стратегии  и тактики деятельности в вопросах профилактики аддиктивного поведения и формирования физического и психического здоровья.

         Участники i-конференции обратили внимание на негативную тенденцию в  духовно-нравственном, психическом, физическом и социальном здоровье молодежи, вызванную ростом потребления психоактивных веществ и формированием новых видов аддиктивного поведения и зависимостей (i-зависимость, сексуальная, религиозная, экстремальных видов спорта и др.), а также отсутствием механизмов своевременного выявления лиц с риском формирования  аддиктивного поведения, профилактических и реабилитационных  программ сопровождения  этих лиц.  

       В процессе обсуждения было уделено внимание вопросу о необходимости совершенствования профессиональной подготовки соответствующих специалистов. Отмечена актуальность разработки и реализации образовательных программ повышения квалификации, специализации, переподготовки, второго высшего образования, магистерских программ и программ бакалавриата для специалистов, работающих в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, силовых структурах и т.д. по проблемам здоровьесбережения и профилактики аддикций.

Участники i-конференции решили:

1) стимулировать внедрение в образовательные организации авторские образовательные программы по формированию у обучающихся духовно-нравственного и физического здоровья и профилактике различных аддикций;

2) сформировать в субъектах Федерации, в крупных городах систему экспертизы образовательных технологий и программ в области здоровьесберегающего образования и и профилактики аддикций;

3) способствовать включению в образовательные программы системы дополнительного профессионального педагогического образования следующих модулей: развитие детского организма (возрастная физиология и психофизиология); санитарно-гигиенические требования к работе образовательных организаций; первичные медицинские знания о сохранении здоровья (основы медицинских знаний); здоровьесберегающая педагогика и применение здоровьесберегающих технологий в сфере образования;  оказание первой помощи в системе образования;  выявление риска формирования психо-социальных аддикций и их профилактика.

 

 От Казахского Национального педагогического университета им. Абая

Кафедра анатомии, физиологии, зоологии и безопасности жизнедеятельности 

1.Балгимбеков Шамшидин Абдуллаевич, д.мед.н., профессор. заведующий кафедрой.

2.Кунакбаев Амантай Сарсенович, к.мед.н., профессор кафедры.

3.Татаринова Галия Шаукенбаевна. к.биол.н., доцент кафедры

4.Шыныбекова Шолпан Сахановна  к.биол.н., старший преподователь кафедры

5.Кулжанова Дина Куанышовна  к.биол.н., старший преподователь кафедры

6.Отарова Назгул Илиясовна магистр, старший преподователь кафедры 

7.Аскарова Айгерим Мирамбековна магистр кафедры

4.Жарылкасынова Ж.М., магистрант кафедры.

 

 

 

 

         7 октября 2016г. при активном участии сотрудников кафедры анатомии, физиологии, зоологии и безопасности жизнедеятельности Института естествознания и географии доц. К.И. Батыровой, доц. Б.К. Есимова, проф. М.Б. Жаксыбаева, выступивших в качестве организаторов, координаторов и спикеров мероприятия, состоялся Республиканский научно-методический семинар, посвященный Всемирному дню защиты животных.
Семинар проходил на базе Алматинского зоологического парка. В семинаре участвовали преподаватели вузов республики, сотрудники института зоологии МОН РК, Казахстанской ассоциации по сохранению биоразнообразия, зоопарка, представители директората в лице зам. декана Н.Т. Манапова , а также студенты.

На семинаре поднимались актуальные вопросы по биологической безопасности импортируемых животных и товаров (проф. Г.Д. Ильгекбаева ), по ограничению распространения бродячих животных на территории г.Алматы (магистр Е.В. Матвеева ), по сохранению биоразнообразия ГНПП «Көлсай көлдері» (в.н.с. П.А. Есенбекова ) и другие. Особо следует отметить доклад на тему: Роль зоопарков в деле сохранения редких животных (К.С. Каримов  директор ГККП «Алматинский зоологический парк»).

 

                                                                            Кафедра анатомии, физиологии, зоологии и БЖ

 

В рамках мероприятий «ТІЛ - ҰЛТ ҚҰНДЫЛЫҒЫ» прошел круглый стол на тему «Проблемы использования казахского языка в науке»

Профессорско-преподавательский состав кафедры анатомии, физиологии, зоологии и безопасности жизнедеятельности Института естествознания и географии КазНПУ им. Абая накануне 25-летия Независимости Республики Казахстан в преддверии Дня языков принял активное участие в проведении мероприятии «Тіл - ұлт құндылығы».
21 сентября 2016 года состоялся круглый стол, организованный коллективом кафедры, во время которого ветеран университета, первый лектор пофизиологии человека и животных использовавший научный казахский язык, автор учебников, профессор И.М. Толенбек представил доклад на тему «Проблемы использования казахского языка в науке», который завершился оживленной дискуссией.
Диалог-встреча с участием студентов и членов директората, а также представителей управления воспитания университета прошла на высоком уровне.
Исатай Мырзахметұлы в своем докладе с большой радостью и гордостью поведал, что его жизненный путь и научно-педагогическое творчество связано только с одним университетом. Выступившие с ответным словом обучающиеся и профессорско-преподавательский состав института выразили большую благодарность профессору-ветерану за представленную информацию и его вклад вразвитие научного казахского языка.
Заведующий кафедрой анатомии, физиологии, зоологии и безопасности жизнедеятельности, профессор Ш.А. Балгимбеков доложил о предложениях, направленных на точное понимание перевода современных биологических, физиологических терминов, переводимых на казахский язык. В проведении круглого стола участвовали профессоры А.С. Кунакбаев, А.М. Бабашев, доцент Г.Ш. Татаринова, старшие преподаватели Г.К. Ташенова, Ш.С. Шыныбекова, Т.Т. Нүркенов, Н.И. Отарова.
Выступивший от имени администрации института заместитель директора по воспитательной работе Н.Т. Манапов, подытожив мнение присутствующих, выразил глубокую благодарность коллективу кафедры анатомии, физиологии, зоологии и безопасности жизнедеятельности, а также профессору И.М. Төленбек.

                                                             Кафедра анатомии, физиологии, зоологии и безопасности жизнедеятельности

 

25 февраля 2016 года был проведен открытый семинар по «Возрастной физиологии и школьной гигиене» на тему «Профилактика нарушений зрения и слуха у школьников». Семинар проводился по технологиям, освоенным в ходе изучения «Программы дополнительного профессионального образования для студентов выпускных курсов вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, разработанная на основе уровневых программ повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан».
Одной из форм проведения занятий явилась работа в малых группах. В ходе работы в таких группах студенты методами критического мышления через диалоговое обучение (исследовательский диалог) выявили основные типы нарушения зрительной и слуховой сенсорных систем и дали им развернутую характеристику. Работа в группах позволяет актуализировать свои знания по теме, самостоятельно соотносить информацию, реализовывать в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на семинаре помогает развитию эмоциональных, интеллектуальных качеств личности. В результате такого подхода степень усвоения и понимания студентами материала была более успешной, нежели бы учащиеся получили информацию в виде готового учебного текста или монолога преподавателя. Подобная форма исследовательского диалога предоставила учащимся возможность оперирования ресурсами, их критического осмысления, свободного обмена идеями, что в конечном итоге дает необходимый результат - понимание, более того, применения и анализа полученной информации.
Дальнейшее раскрытие темы занятия состоялось через диалог с применением стратегии «Фишбоун». Суть данного методического приема - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Студенты в процессе обсуждения проблемных вопросов находили очень интересные подходы и идеи для устранения и решения проблем «Нарушение зрительной системы» и «Нарушение слуховой системы». Результатом весьма плодотворного взаимного обмена информацией, идеями, вопросами стал конечный «продукт» - разработка профилактических мер как избежать развития нарушений сенсорных систем.
Система оценивания учащихся является эффективным инструментом не только измерения достижений учащихся, но, в конечном итоге, должна работать на повышение качества образования. Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности, является формативное оценивание - оценивание для обучения.
Одним из ключевых понятий технологии критического мышления является понятие педагогической рефлексии. Анализ проведенной рефлексии от учащихся (feedback), показал, что подобная форма проведения семинаров вызвала у студентов положительный эмоциональный настрой, лучшее понимание рассматриваемых вопросов как теоретического, так и прикладного плана.

 

Информация

о Международной Интернет-конференции «Здоровье и безопасность - ключевые задачи современного образования»

4 февраля 2015 год

Кафедра анатомии, физиологии, гигиены и безопасности жизнедеятельности КазНПУ им.Абая (зав.кафедрой - профессор Балгимбеков Ш.А.) совместно с коллегами из Новосибирского Государственного педагогического университета и Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена 4 февраля 2015 года провела Международную Интернет-конференцию на тему: «Здоровье и безопасность - ключевые задачи современного образования».

            В работе конференции приняли участие ППС и магистранты КазНПУ им.Абая,  представители педагогических вузов России: гг.Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Уфа, Екатеринбург, Киров, Кызыл, Тула, Челябинск, Южно-Сахалинск.

            Конференцию открыл с приветственным обращением к участникам председатель Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания при Комитете Государственной думы РФ по образованию, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Харисов Ф.Ф.

С докладами выступили:

Айзман Р.И., доктор биол.наук, профессор, зав.кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности НГПУ, директор НИИ здоровья и безопасности с докладом на тему: «Здоровье и безопасность участников образовательного процесса - приоритет системы образования». Он отметил, что нужно повышать квалификацию учителей школ и преподавателей вузов в сфере здоровьесбережения и экологии - для этого в НГПУ предлагают организовывать краткосрочные курсы, вебинарную систему обучения и даже открывать специальные магистерские программы.

Балгимбеков Ш.А., доктор мед.наук, профессор, зав.кафедрой анатомии, физиологии, гигиены и безопасности жизнедеятельности КазНПУ им.Абая с докладом на тему: «Здоровье и безопасность жизни детей школьного возраста в Республике Казахстан: проблемы и пути решения». В своем докладе Шамшидин Абдуллаевич рассказал, что «20% старшеклассников нашей страны имеют хронические заболевания, каждый пятый ребенок с 1 года до 17 лет страдает ожирением, а среди школьников распространено курение: 7,5 % детей с 11-14 лет имеют зависимость от табака». В заключение, он ознакомил с предложениями о путях улучшения здоровья детей школьного возраста в Казахстане.  

Алексеев С.В., доктор пед. наук, профессор, зав.кафедрой педагогики, окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного образования с докладом на тему: «Интеграция безопасности, экологии и здоровья человека - путь к устойчивому развитию общества: образовательный контекст». По его словам, чтобы с помощью педагогической системы сохранить здоровье наших детей, нужен симбиоз понятий здоровья, безопасности, физической культуры и экологического образования.

Абаскалова Н.П., доктор биол.наук, профессор (Новосибирск, Россия), с докладом на тему: «Современный взгляд на преподавание культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях ФГОС».

Станкевич П.В. доктор пед.наук, декан факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена с докладом на тему: «Структура развития педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности».

Тюмасаева Зоя Ивановна, доктор пед.наук, зав.кафедрой Челябинского государственного педагогического университета с докладом на тему: «Формирование культуры здоровья в образовательной среде».

Хуснутдинова Золя Аслямовна, доктор мед.наук, зав.кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы с докладом на тему: «К вопросу подготовки специалистов по организации профилактической работы в образовательной среде».

После выступления докладчиков состоялся обмен мнениями между участниками конференции, которых было более 100 чел. Модератором профессором Харисовым Ф.Ф. были подведены итоги конференции. По итогам работы конференции была принята резолюция.  

Кафедра анатомии, физиологии, гигиены и безопасности жизнедеятельности выражает благодарность директору Института информатизации образования КазНПУ им.Абая Махмутову С.А. и ведущему специалисту института Оразымбетову М.С. за помощь в организации и проведении Интернет-конференции.  

 

 

Публикации и выступления ППС кафедры в СМИ

 

ППС кафедры постоянно публикуется в открытых СМИ, выступает в теле- и радиопередачах:

 

Ф И О

авторов

Дата

Название СМИ

 

Название статьи или выступления

1

Балгимбеков Ш.А.

08.10. 2013 г.

Телеканал «Казахстан-Павлодар»

Передача «Шипагер» на тему «Здоровое питание - залог долголетия»

2

Балгимбеков Ш.А.

Декабрь 2013 г.

Газета Клуб родителей Детки.kz

Статья «Милый пухляш или «толстая» проблема?

3

Балгимбеков Ш.А.

19.09. 2013 г.

 №163 (1074)

Газета «Алашайнасы»

«Алаш баласының айтары»

4

Балгимбеков Ш.А., Толенбек И.М.

30.08.2013 г. № 159 (2314)

Газета «Айқын»

Статья «Қазақша оқулыққа қандай талап қажет?»

5

Балгимбеков Ш.А.

01.09.2013 г.

«Қазақ радиосы»

«Артық дене салмағы мен семіздіктің алдын-алу»

6

Балгимбеков Ш.А.

07.09.2013 г.

«Қазақ радиосы»

«Семіздік ауруының алдын алуда тамақтанудың маңызы»

7

Балгимбеков Ш.А.

16.01.2014 г.

«Қазақ радиосы»

«Дұрыс тамақтану- деннің саулығы»

8

Балгимбеков Ш.А.

27.03.2014 г.

«Қазақ радиосы»

«Сәбидің емшек сүтімен тамақтандыруы»

9

Балгимбеков Ш.А.

24.04.2014 г.

«Қазақ радиосы»

«Бір жасқа дейінгі балалардың тамақтануы»

10

Балгимбеков Ш.А.

15.05.2014 г.

«Қазақ радиосы»

«Жүктілік кезінде қалай тамақтанған дұрыс?»

11

Тұңғышбаева З.Б.

23.09. 2013 г.

«Қазақстан» Ұлттық телеарнасы.

Телепрограмма «Айтуға оңай...», передача на тему: «Темекінің ағзаға әсері»

12

Тұңғышбаева З.Б., Жұмабаев С.Ж.

2013, № 9, стр. 10-11.

Денсулық журналы

Статья «Темекі құрамындағы кадмийдің адам ағзасына әсері».

13

Толенбек И.М., БалғынбековШ.А.

№159, 2013 г.

Республиканская политическая газета «Айқын» 

Статья «Қазақ тілінде оқулықтар жазуға қандай талаптар қойылғаны жөн».

14

Татаринова Г.Ш., Умерова Э.

28.08. 2013 г.

Газета «Пульс Сайрана».

Статья «Последствия курения кальяна».

15

Татаринова Г.Ш., Кунакбаев А.С.

 

№ 6(123), С. 3, 2013 г.

Газета «Абай Университеті»

Статья «Музыкальный наркотик - новый вид зависимости».

16

Нуркенов Т.Т.

08.02.2014 г.

 

Телеканал «Ел-арна»

Телепередача «Еркектің ісі бітер ме»,

17

Ташенова Г.К.

Июнь 2014 г.

Газета «Абай Университеті»

Статья «Еще раз о необходимости обучения молодежи культуре здоровья»

18

Бабашев А.М.

 

№ 2-3 (129-130), 2014 г.

Газета «Абай университеті»

Статья «Қызға қырық үйден тию»

19

Тунгушбаева З.Б.

08.02.2014 г.

Телеканал «Ел арна»

Телепередача «Ерлердің ісі бітер ме?»

20

Кунакбаев А.С., Татаринова Г.Ш.

№ 8. - С.2. - 2013 г.

Газета «Абай университеті»

Статья «О вреде насвая»

21

Кулжанова Д.К.

08.02.2014 г.

Телеканал «Ел арна»

Телепередача «Ерлердің ісі бітер ме?»

 

 

265