қазақша · русский · english
   

REGULATIONS ON THE PROCEDURE OF APPROPRIATION TITLE TO TEXTBOOKS THIS PROVISION IS DESIGNED ON THE BASIS OF PARAGRAPHS 9 AND 10 OF PARAGRAPH 26 OF PART 5 OF THE REPUBLICAN EDUCATIONAL-METHODICAL COUNCIL OF HIGHER AND POSTGRADUATE EDUCATION OF THE MES RK

1. General Provisions

1.1. These Regulations are developed in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan "About Education", SES RK 5.03.007-2006 "The education system of Kazakhstan. Educational and professional programs. Basic provisions "SES RK 5.03.10-2006" The education system of Kazakhstan. Information resources and library fund ", " Rules of the organization and implementation of teaching work ", approved by order of the Minister of Education and Science of the" 29 "in November 2007 for the number 583, the Interstate standard of the SES 7.60-2003. "System of standards on information, librarianship and publishing. Editions. The main types. Terms and definitions ", enacted just as the state standard of RK 01.07.2005, SES RK 04/05/19 -2008". Higher Education. Undergraduate. Basic provisions "of the order of MES RK № 325 from 05.07.2008" On approval of the Rules on the organization of the training, examination and publication of textbooks, teaching materials and manuals, "the order of the MES RK №284 from 06.05.2005 " on approved recommendations on the development of teaching materials for educational organizations in Kazakhstan ".
1.2. This Regulation determines the procedure for assignment of textbooks title Educational and methodical union of specialties for the group "Education" REMC based on the KazNPU named after Abai (the EMU REMC).
1.3. Title of EMU REMC can be assigned textbook on basic cycle of disciplines, majors and elective ( WEP over the past 5 years) subjects. The manuscripts of books, art and popular science books, collections of tasks, workshops, collections of test guidelines / guidance, lectures, collections of charts and tables to consider the EMU will not be accepted.
1.4. Title of EMU REMC suggests that the textbook meets the requirements of state educational standards of higher professional education, model curricula, modern requirements to such literature and recommended for use in intercollegiate accordance with the wording of the neck.
1.5. Assigning Title of EMU REMC realized through the process of examination of textbooks, on the basis of which the EMU REMC decides whether to award or refusal of conferring the desired neck.
1.6. Title of EMU REMC assigned academic publications, has the following wording:
1.6.1. "Approved for publication by assigning title Educational and methodical association of specialties for the group" Education " REMC on the basis of the Kazakh National Pedagogical University named after Abai based solutions of EMU protocol № ___ of _____ " Title " Approved ..." is assigned to the literature in the first edition.
1.6.2. "Recommended for Assigned neck Educational and methodical association of specialties for the group" Education " REMC on the basis of the Kazakh National Pedagogical University named after Abai based solutions EMU minute № ___ of _____ ". " Title "Recommended ..." is assigned to the literature previously published, last tested in the learning process.
1.7. The text of the title is placed on the back of the title page of textbooks. Editorial neck can not be changed by the publisher or the author(s). In accordance with the guests on the back of the title page of textbooks indicated the reviewers who gave a positive opinion on the manuscript. Scientific editor indicated in the imprint name the book before the lead editor of the book.
1.8. The content of the manuscript should correspond to the volume of the discipline provided by the state educational standards of higher education.
1.9. The validity of the rights to publish textbooks after receiving neck EMU REMC - 1 year.
1.10. The manuscript submitted for assignment Title of EMU REMC must be at least eight (8) printed pages of textbooks and for six (6) printed pages for the manuals.
2. The procedure for submission materials to the EMU REMC
In consideration of EMU REMC submitted layout (manuscript) textbook / textbook and the following supporting documents:
- A cover letter on the letter head of the university, signed by the head of the university, which provides a summary of the scientific literature, its output (the title of the manuscript, name and patronymic of the author (s), number of the edition (the first edition of a re-release), the planned circulation and year issue volume in printed sheet with a prepared edition of the discipline (indicating specialty code in accordance with the State compulsory educational standards (SCES)), the type of the textbook (textbook, workbook) and a contingent of users. The last paragraph of the cover letter should contain the following appeal: "Please recommend the textbook (textbook) - author and title - to assign a vulture of the MES RK and EMA by industry group" Education " REMC higher and postgraduate education of the MES RK based on the KazNPU named after Abai (abbreviated - EMU REMC based on the  KazNPU named after Abai ) as the respective specialty "code - name of the specialty." Textbook (manual) has been evaluated and recommended by the Academic Council (organization, university).
- Original layout (unedited) manuscript or published literature.
- For authors working in the third-party organizations: the cover letter, review, extract the Academic Council of the university with a recommendation to the award of the neck and stamped;
- For authors working in the KazNPU named after Abai: reviews, faculty meeting statement, statement of the Academic Council of the Institute (faculty), an extract of the Academic Council of the university with a recommendation to the award of the neck and stamped;
- For a textbook, three positive reviews (see Annex 1) - 1 internal and 2 external from different organizations (at least 2 of 3 reviews must be signed by the respective doctors of science);
- For the tutorial four positive reviews - one internal and three external from different organizations (at least 3 out of 4 reviews must be signed by the respective doctors of science);
3. The procedure for the examination and registration of the title:
3.1. Textbooks received by the EMU REMC, are registered with the Secretariat of EMU and sent with a covering letter to the President of the EMU REMC examination three experts, is a leading specialist in the professional field and having a degree.
3.2. Expert opinions on the textbooks (Annex 2) are drawn up by experts with regard to the matters contained in the annex to this Regulation, within one month of receipt of the materials.
3.3 Title of EMU solution REMC assigned based on expert advice, by a vote of the members of the EMU , experts on assignment textbooks tilte.
3.4. The decision is made and communicated to the applicant in the form of a reasoned conclusion of the EMU REMC with the issuance of an extract from this meeting.
3.5 deflected educational literature no earlier than 6 months can be re-submitted to the EMA Rums after appropriate revisions and additions.
3.6. Author (s) shall (s) to submit within one month in the amount of two instances after the publication of textbooks with a signature stamp of EMU REMC at EMU.
3.7. In EMU REMC entrusted the monitoring of the educational literature after its publication, the implementation of advertising textbooks stamped EMU REMC, including through the EMU website in the Internet.
And as approved by the decision of the EMU REMC on 04.16.2015,
Protocol number 2
Chairman of EMU REMC: Praliyev S.Zh.
Annex 1 Requirements for the review:
Initial data:
Full name of author (s), academic degree and title, place of work, position.
The name and the name of discipline SES indicating cipher specialties, which prepared the manuscript.
Evaluation of the structure and content of the manuscript, that the content of the manuscript and the SES model curriculum subjects compulsory component or working discipline curriculum component for choice.
The novelty of the content.
Compliance state of scientific progress (in this area).
The degree of coverage of practical issues, their relevance.
Methodical material level, adaptability to his educational technologies.
The degree of compliance with the psychological and pedagogical requirements for the content and design of educational publications.
The expediency (inexpediency) assignment title.
Position, scientific degree, name, rank expert (specified business address, telephone, e-mail). The signature shall be certified by an expert at his place of work. The expanded extract from the minutes of the meeting of the department, the Academic Council of the university with a request for assignment of the neck in the last paragraph should contain the following:
- Scientific Council (organization, university) recommends a textbook / workbook - author, title - to assign a vulture of the MES RK , EMU by industry group "Education" REMC higher and postgraduate education of the MES RK based on the KazNPU named after Abai (abbreviated - EMU REMC based on KazNPU named after Abai) as the respective specialty "code - name of the specialty."
The above documents may be supplemented by the curriculum subjects on which the textbook / workbook, the model curricula of specialties approved by the Rector and equipped with the official seal of the university, which is intended tutorial.
Annex 2 Terms and definitions
School edition - edition containing systematic information of a scientific or applied research, as set out in the form convenient for learning and teaching and is designed for students at various levels of education.
Textbooks should be focused on the outcome of the learning process, the development of critical, logical and creative thinking, the organization of independent work of students and the formation of core competencies.
Textbooks includes the following types of media: books, manuals, reference books, dictionaries, an official publication, which is subject to copyright.
Tutorial - basic training book written at a high scientific and methodological level, fully corresponding to the theoretical part of the standard curriculum discipline model curriculum specialty.
Textbook - training book written at a high scientific and methodological level, corresponding to the whole or in part the model / work program model / working curriculum specialty.
Textbook / workbook must meet the following basic principles and requirements:
a) to set out the basis of relevant branches of science, without overloading the educational material unnecessary detail;
b) to serve as the main guide for students of full-time, part-time and distance learning;
c) to meet the state mandatory standards relevant specialty undergraduate and postgraduate education and the model curriculum of the discipline approved by the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan;
d)to be based on sound scientific generalization and highlight the achievements of modern Russian and world science, technology, and information technology. The textbook should be given to a systematic and coherent exposition of the course on modern scientific methods to the latest lighting research;
d) to differ brevity and clarity, clarity of definitions, as well as the accuracy and reliability of the data presented are complete;
e) In accordance with the loan program contained at the end of each paragraph checklists for self-learning knowledge, exemplary tasks for independent work at the end of the book - the test items (from 30 to 120 tasks).
f) to contain a pointer to the domestic and world literature in Kazakh, Russian and foreign languages, as well as online resources for further in-depth and independent work in the discipline.
The main structural components of the textbook are:
1. Introduction;
2) the text of (primary, secondary, explanatory), distributed by sections, chapters, topics;
3) illustratively-supporting material;
4) The unit of learning (questions, assignments, tests, self-study material for students);
5) The device orientation (preface designation - symbols, indexes, table of contents).
Monograph - scientific or popular official publication containing the study of one problem or topic and owned by one or more of the authors, not a textbook or teaching aid, it is not attributable to the tile EMU REMC.

978

қазақша · русский · english
   

Положение
о порядке присвоения грифа учебным изданиям

     Настоящее положение разработано на основе подпунктов 9 и 10 пункта 26 части 5 положения о Республиканском учебно-методическом совете высшего и послевузовского образования МОН РК

1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», ГОСО РК 5.03.007-2006 «Система образования РК. Образовательно-профессиональные программы. Основные положения», ГОСО РК 5.03.10-2006 «Система образования РК. Информационные ресурсы и библиотечный фонд», «Правилами организации и осуществления учебно-методической работы», утвержденными приказом министра образования и науки от «29» ноября 2007 г. за № 583, Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.60-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», введенный в действие непосредственно в качестве государственного стандарта РК с 01.07.2005 г., ГОСО РК 5.04.19 -2008., «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения», приказа МОН РК № 325 от 05.07.2008 г. «Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий», приказа МОН РК № 284 от 06.05.2005 г. «Об утверждении Рекомендаций по разработке учебной литературы для организаций образования в Республике Казахстан».
1.2. Настоящее Положение определяет порядок присвоения учебным изданиям грифа Учебно-методического объединения по группе специальностей «Образование» РУМС на базе КазНПУ имени Абая (далее УМО РУМС).
1.3. Гриф УМО РУМС может присваиваться учебным изданиям по дисциплинам цикла базовых, профилирующих и элективных (при наличии РУПа за последние 5 лет) дисциплин. Рукописи монографий, художественных и популярных книг, сборники задач, практикумы, сборники тестов, методические рекомендации/руководство, курсы лекций, сборники схем и таблиц к рассмотрению УМО не принимаются.
1.4. Гриф УМО РУМС свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям государственного общеобязательного стандарта высшего профессионального образования, типовому учебному плану, современным требованиям к подобной литературе и рекомендуется для межвузовского использования в соответствии с формулировкой грифа.
1.5. Присвоение грифа УМО РУМС реализуется через процедуру экспертизы учебного издания, на основании результатов которой УМО РУМС принимает решение о присвоении или об отказе в присвоении искомого грифа.
1.6. Гриф УМО РУМС, присваиваемый учебным изданиям, имеет следующую формулировку:
«Рекомендовано к присвоению грифа Учебно-методического объединения по группе специальностей «Образование» РУМС на базе КазНПУ имени Абая на основании решения УМО протокол №___ от _____г.»».
1.7. Текст грифа помещается на оборотной стороне титульного листа учебного издания. Редакция грифа не может подвергаться изменениям со стороны издательства или автора (авторов). В соответствии с действующим ГОСТом на оборотной стороне титульного листа учебного издания указываются рецензенты, давшие положительное заключение на рукопись. Научный редактор указывается в выходных сведениях книги перед фамилией ведущего редактора книги.
1.8. Содержание рукописи должно соответствовать объему учебной дисциплины, предусмотренному Государственным общеобязательным стандартом высшего профессионального образования.
1.9. Срок действия права на издание учебной литературы после получения грифа УМО РУМС - 1 год.
1.10. Объем рукописи, представленной на присвоение грифа УМО РУМС должен быть не менее 8 (восьми) печатных листов для учебников и 6 (шести) печатных листов для учебных пособий.
2. Порядок представления материалов в УМО РУМС
На рассмотрение УМО РУМС представляются макет (рукопись) учебника /учебного пособия (приложение 1) и следующие сопроводительные документы:
- Сопроводительное письмо на бланке вуза, подписанное руководителем вуза, в котором дается краткая информация об учебной литературе, его выходные данные (название рукописи, фамилия, имя, отчество автора (авторов), номер издания (первое издание либо переиздание), планируемый тираж и год выпуска, объем в печатных листах, по какой дисциплине подготовлено издание (с указанием шифра специальности в соответствии с ГОСО), к какому типу относится учебное издание (учебник, учебное пособие) и контингент пользователей.
Последний абзац сопроводительного письма должен содержать следующее обращение: «Просим Вас рекомендовать учебник (учебное пособие) - автор и название - для присвоения грифа МОН РК или УМО по специальностям группы «Образования» РУМС высшего и послевузовского образования МОН РК на базе КазНПУ им. Абая (сокращено - УМО РУМС на базе КазНПУ им. Абая) как соответствующего ГОСО по специальности «шифр - название специальности». Учебник (учебное пособие) прошел экспертизу и рекомендован Ученым советом (организация, ВУЗ).
- Оригинал-макет (без редакторской правки) и электронная версия рукописи (изданного материала).
- Для авторов, работающих в сторонних организациях: сопроводительное письмо, рецензии, выписка заседания Ученого совета вуза с рекомендацией к присвоению грифа и заверенная печатью;
- Для авторов, работающих в КазНПУ имени Абая: рецензии, выписка заседания кафедры, выписка заседания Ученого совета института (факультета), выписка Ученого совета вуза с рекомендацией к присвоению грифа и заверенная печатью;
- Для учебного пособия: три положительные рецензии (приложение 2) - 1 внутренняя и 2 внешние из разных организаций (как минимум, 2 из 3 рецензий должны быть подписаны докторами соответствующих наук);
- Для учебника: четыре положительные рецензии - 1 внутренняя и 3 внешние из разных организаций (как минимум, 3 из 4-х рецензий должны быть подписаны докторами соответствующих наук);
3. Порядок проведения экспертизы и оформления грифа
3.1. Учебная литература, поступившая в УМО РУМС, проходит регистрацию в Секретариате УМО и направляется с сопроводительным письмом Председателя УМО РУМС для экспертизы трем экспертам, являющимся ведущими специалистами в данной профессиональной области и имеющим ученую степень.
3.2. Экспертные заключения на учебную литературу (приложение 3) составляются экспертами с учетом вопросов, приведенных в приложении к настоящим Правилам, не позднее месяца с момента получения материалов.
3.3 Гриф УМО РУМС присваивается решением УМО на основании экспертных заключений, путем голосования членов УМО, экспертов о присвоении учебной литературе грифа.
3.4. Решение оформляется и доводится до сведения заявителя в виде мотивированного заключения УМО РУМС с выдачей ему выписки с данного заседания.
3.5 Отклоненная учебная литература не ранее, чем через 6 месяцев может быть повторно представлена на рассмотрение в УМО РУМС после внесения соответствующих изменений и дополнений.
3.6. Автор (авторы) обязан(ы) представить в месячный срок в количестве двух экземпляров после опубликования учебную литературу с грифом УМО РУМС в УМО.
3.7. На УМО РУМС возлагается проведение мониторинга учебной литературы после ее опубликования, осуществлению рекламы учебной литературы с грифом УМО РУМС, в том числе через сайт УМО в сети Интернет.

Одобрено и утверждено решением УМО РУМС от 16.04.2015 года
Протокол № 2
Председатель УМО РУМС: Пралиев С.Ж.


Приложение 1

Требования к оформлению документов, предоставляемых в УМО РУМС для проведения экспертизы учебного издания на предмет присвоения грифа:
Рукописи для издания могут быть представлены в формате А4 , для которых должны быть выдержаны следующие параметры:
• нумерацию начинать с 3 стр. внизу по центру или сбоку: обязательно с учетом четной и нечетной страниц - справа, четная - слева (зеркальное изображение);
• нумерация страниц выставляется таким же шрифтом, каким набрана рукопись;
• поля: верхнее, нижнее, правое, левое - 2 см;
• межстрочный интервал - одинарный;
• заголовки выделяются жирным шрифтом: главы и разделы - прописными буквами;
• подразделы, параграфы - строчными;
• табуляция (отступ абзаца) должна составлять 1 см (5 знаков);
• после каждого подраздела необходимо включить список вопросов для контроля (не менее 5);
• рекомендуемая литература оформляется в конце учебника (учебного пособия), где указывается не более 5 основных источников и 10 дополнительных (за исключением первоисточников, за последние 5 лет для специальностей социально-гуманитарного цикла, 10 лет - технического и естественнонаучного);
• название учебника (учебного пособия) и основные главы (разделы) не должны быть монографическими.


Приложение 2

Требования к содержанию рецензии:

Исходные данные:
• Ф.И.О. автора (авторов), ученая степень и звание, место работы, должность.
• Название дисциплины и наименование ГОСО с указанием шифра специальности, по которому подготовлена рукопись.
• Оценка структуры и содержания рукописи, соответствие содержания рукописи ГОСО и типовой учебной программе дисциплины обязательного компонента, либо рабочей учебной программе дисциплины компонента по выбору.
• Новизна содержания.
• Соответствие современному научному уровню (по данному направлению).
• Степень освещения практических вопросов, их актуальность.
• Методический уровень материала, адаптивность его к образовательным технологиям.
• Степень соблюдения психолого-педагогических требований к содержанию и оформлению учебного издания.
• Целесообразность (нецелесообразность) присвоения грифа.
Должность, ученая степень, Ф.И.О., ученое звание эксперта, (указываются служебный адрес, телефон, адрес электронной почты). Подпись эксперта заверяется по месту его работы.
Развернутая выписка из протокола заседания кафедры, Ученого совета университета с ходатайством о присвоении грифа в последнем абзаце должна содержать следующее:
- Ученый совет (организация, ВУЗ) рекомендует учебник/учебное пособие - автор, название - для присвоения грифа МОН РК, УМО по специальностям группы «Образования» РУМС высшего и послевузовского образования МОН РК на базе КазНПУ им. Абая (сокращено - УМО РУМС на базе КазНПУ им. Абая) как соответствующего ГОСО по специальности «шифр - название специальности».
Вышеперечисленные документы могут дополняться учебной программой дисциплины, по которой создан учебник/учебное пособие, типовыми учебными планами специальностей, утвержденные ректором и снабженные гербовой печатью вуза, для которых предназначено учебное пособие.


Приложение 3

Термины и определения

Учебное издание - издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенное в форме удобной для изучения и преподавания и рассчитанное на обучающихся различных уровней образования.
Учебная литература должна быть ориентирована на результат процесса обучения, развитие критического, логического и творческого мышлений, организацию самостоятельной работы обучающихся и формирование базовых компетенций.
Учебная литература включает следующие основные виды изданий: учебники, учебные пособия, справочники, словари, являющиеся официальными изданиями, на которые распространяются авторские права.
Учебник - основная учебная книга, написанная на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующая теоретической части типовой учебной программы дисциплины типового учебного плана специальности.
Учебное пособие - учебная книга, написанная на высоком научном и методическом уровне, соответствующая полностью или частично типовой/рабочей программе типового/рабочего учебного плана специальности.
Учебник/учебное пособие должен отвечать следующим основным принципам и требованиям:
а) излагать основы соответствующей отрасли науки без перегрузки учебного материала излишними подробностями;
б) служить основным руководством для обучающихся очной, заочной и дистанционной форм обучения;
в) соответствовать государственному общеобязательному стандарту соответствующей специальности высшего и послевузовского образования и типовой учебной программе соответствующей дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан;
г) строиться на основе достоверных научных обобщений и освещать достижения современной отечественной и мировой науки, техники и информационных технологий. В учебнике должно быть дано систематическое и последовательное изложение курса на современном научном уровне с освещением новейших методов научных исследований;
д) отличаться краткостью и ясностью изложения, четкостью определений, а также точностью и полной достоверностью приводимых сведений;
е) в соответствии с кредитной технологией обучения содержать в конце каждого параграфа контрольные вопросы для самопроверки знаний обучающегося, примерные задания для самостоятельной работы, в конце книги - тестовые задания (от 30 до 120 заданий).
ж) содержать указатель отечественной и мировой литературы на казахском, русском и иностранных языках, а также интернет-ресурсы для дальнейшей углубленной и самостоятельной работы по данной дисциплине.
Основными структурными компонентами учебника являются:
1) введение;
2) текст (основной, дополнительный, пояснительный), распределенный по разделам, главам, темам;
3) иллюстративно-вспомогательный материал;
4) аппарат усвоения знаний (вопросы, задания, тесты, материал для самостоятельной работы обучающихся);
5) аппарат ориентировки (предисловие, обозначение - символы, указатели, оглавление).
Монография - научное или популярное официальное издание, содержащее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам, не являющееся учебником или учебным пособием, на него не присваивается гриф УМо РУМС.

 

 

3331