қазақша · русский · english
   

Положение
о порядке присвоения грифа учебным изданиям

     Настоящее положение разработано на основе подпунктов 9 и 10 пункта 26 части 5 положения о Республиканском учебно-методическом совете высшего и послевузовского образования МОН РК

1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», ГОСО РК 5.03.007-2006 «Система образования РК. Образовательно-профессиональные программы. Основные положения», ГОСО РК 5.03.10-2006 «Система образования РК. Информационные ресурсы и библиотечный фонд», «Правилами организации и осуществления учебно-методической работы», утвержденными приказом министра образования и науки от «29» ноября 2007 г. за № 583, Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.60-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», введенный в действие непосредственно в качестве государственного стандарта РК с 01.07.2005 г., ГОСО РК 5.04.19 -2008., «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения», приказа МОН РК № 325 от 05.07.2008 г. «Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий», приказа МОН РК № 284 от 06.05.2005 г. «Об утверждении Рекомендаций по разработке учебной литературы для организаций образования в Республике Казахстан».
1.2. Настоящее Положение определяет порядок присвоения учебным изданиям грифа Учебно-методического объединения по группе специальностей «Образование» РУМС на базе КазНПУ имени Абая (далее УМО РУМС).
1.3. Гриф УМО РУМС может присваиваться учебным изданиям по дисциплинам цикла базовых, профилирующих и элективных (при наличии РУПа за последние 5 лет) дисциплин. Рукописи монографий, художественных и популярных книг, сборники задач, практикумы, сборники тестов, методические рекомендации/руководство, курсы лекций, сборники схем и таблиц к рассмотрению УМО не принимаются.
1.4. Гриф УМО РУМС свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям государственного общеобязательного стандарта высшего профессионального образования, типовому учебному плану, современным требованиям к подобной литературе и рекомендуется для межвузовского использования в соответствии с формулировкой грифа.
1.5. Присвоение грифа УМО РУМС реализуется через процедуру экспертизы учебного издания, на основании результатов которой УМО РУМС принимает решение о присвоении или об отказе в присвоении искомого грифа.
1.6. Гриф УМО РУМС, присваиваемый учебным изданиям, имеет следующую формулировку:
«Рекомендовано к присвоению грифа Учебно-методического объединения по группе специальностей «Образование» РУМС на базе КазНПУ имени Абая на основании решения УМО протокол №___ от _____г.»».
1.7. Текст грифа помещается на оборотной стороне титульного листа учебного издания. Редакция грифа не может подвергаться изменениям со стороны издательства или автора (авторов). В соответствии с действующим ГОСТом на оборотной стороне титульного листа учебного издания указываются рецензенты, давшие положительное заключение на рукопись. Научный редактор указывается в выходных сведениях книги перед фамилией ведущего редактора книги.
1.8. Содержание рукописи должно соответствовать объему учебной дисциплины, предусмотренному Государственным общеобязательным стандартом высшего профессионального образования.
1.9. Срок действия права на издание учебной литературы после получения грифа УМО РУМС - 1 год.
1.10. Объем рукописи, представленной на присвоение грифа УМО РУМС должен быть не менее 8 (восьми) печатных листов для учебников и 6 (шести) печатных листов для учебных пособий.
2. Порядок представления материалов в УМО РУМС
На рассмотрение УМО РУМС представляются макет (рукопись) учебника /учебного пособия (приложение 1) и следующие сопроводительные документы:
- Сопроводительное письмо на бланке вуза, подписанное руководителем вуза, в котором дается краткая информация об учебной литературе, его выходные данные (название рукописи, фамилия, имя, отчество автора (авторов), номер издания (первое издание либо переиздание), планируемый тираж и год выпуска, объем в печатных листах, по какой дисциплине подготовлено издание (с указанием шифра специальности в соответствии с ГОСО), к какому типу относится учебное издание (учебник, учебное пособие) и контингент пользователей.
Последний абзац сопроводительного письма должен содержать следующее обращение: «Просим Вас рекомендовать учебник (учебное пособие) - автор и название - для присвоения грифа МОН РК или УМО по специальностям группы «Образования» РУМС высшего и послевузовского образования МОН РК на базе КазНПУ им. Абая (сокращено - УМО РУМС на базе КазНПУ им. Абая) как соответствующего ГОСО по специальности «шифр - название специальности». Учебник (учебное пособие) прошел экспертизу и рекомендован Ученым советом (организация, ВУЗ).
- Оригинал-макет (без редакторской правки) и электронная версия рукописи (изданного материала).
- Для авторов, работающих в сторонних организациях: сопроводительное письмо, рецензии, выписка заседания Ученого совета вуза с рекомендацией к присвоению грифа и заверенная печатью;
- Для авторов, работающих в КазНПУ имени Абая: рецензии, выписка заседания кафедры, выписка заседания Ученого совета института (факультета), выписка Ученого совета вуза с рекомендацией к присвоению грифа и заверенная печатью;
- Для учебного пособия: три положительные рецензии (приложение 2) - 1 внутренняя и 2 внешние из разных организаций (как минимум, 2 из 3 рецензий должны быть подписаны докторами соответствующих наук);
- Для учебника: четыре положительные рецензии - 1 внутренняя и 3 внешние из разных организаций (как минимум, 3 из 4-х рецензий должны быть подписаны докторами соответствующих наук);
3. Порядок проведения экспертизы и оформления грифа
3.1. Учебная литература, поступившая в УМО РУМС, проходит регистрацию в Секретариате УМО и направляется с сопроводительным письмом Председателя УМО РУМС для экспертизы трем экспертам, являющимся ведущими специалистами в данной профессиональной области и имеющим ученую степень.
3.2. Экспертные заключения на учебную литературу (приложение 3) составляются экспертами с учетом вопросов, приведенных в приложении к настоящим Правилам, не позднее месяца с момента получения материалов.
3.3 Гриф УМО РУМС присваивается решением УМО на основании экспертных заключений, путем голосования членов УМО, экспертов о присвоении учебной литературе грифа.
3.4. Решение оформляется и доводится до сведения заявителя в виде мотивированного заключения УМО РУМС с выдачей ему выписки с данного заседания.
3.5 Отклоненная учебная литература не ранее, чем через 6 месяцев может быть повторно представлена на рассмотрение в УМО РУМС после внесения соответствующих изменений и дополнений.
3.6. Автор (авторы) обязан(ы) представить в месячный срок в количестве двух экземпляров после опубликования учебную литературу с грифом УМО РУМС в УМО.
3.7. На УМО РУМС возлагается проведение мониторинга учебной литературы после ее опубликования, осуществлению рекламы учебной литературы с грифом УМО РУМС, в том числе через сайт УМО в сети Интернет.

Одобрено и утверждено решением УМО РУМС от 16.04.2015 года
Протокол № 2
Председатель УМО РУМС: Пралиев С.Ж.


Приложение 1

Требования к оформлению документов, предоставляемых в УМО РУМС для проведения экспертизы учебного издания на предмет присвоения грифа:
Рукописи для издания могут быть представлены в формате А4 , для которых должны быть выдержаны следующие параметры:
• нумерацию начинать с 3 стр. внизу по центру или сбоку: обязательно с учетом четной и нечетной страниц - справа, четная - слева (зеркальное изображение);
• нумерация страниц выставляется таким же шрифтом, каким набрана рукопись;
• поля: верхнее, нижнее, правое, левое - 2 см;
• межстрочный интервал - одинарный;
• заголовки выделяются жирным шрифтом: главы и разделы - прописными буквами;
• подразделы, параграфы - строчными;
• табуляция (отступ абзаца) должна составлять 1 см (5 знаков);
• после каждого подраздела необходимо включить список вопросов для контроля (не менее 5);
• рекомендуемая литература оформляется в конце учебника (учебного пособия), где указывается не более 5 основных источников и 10 дополнительных (за исключением первоисточников, за последние 5 лет для специальностей социально-гуманитарного цикла, 10 лет - технического и естественнонаучного);
• название учебника (учебного пособия) и основные главы (разделы) не должны быть монографическими.


Приложение 2

Требования к содержанию рецензии:

Исходные данные:
• Ф.И.О. автора (авторов), ученая степень и звание, место работы, должность.
• Название дисциплины и наименование ГОСО с указанием шифра специальности, по которому подготовлена рукопись.
• Оценка структуры и содержания рукописи, соответствие содержания рукописи ГОСО и типовой учебной программе дисциплины обязательного компонента, либо рабочей учебной программе дисциплины компонента по выбору.
• Новизна содержания.
• Соответствие современному научному уровню (по данному направлению).
• Степень освещения практических вопросов, их актуальность.
• Методический уровень материала, адаптивность его к образовательным технологиям.
• Степень соблюдения психолого-педагогических требований к содержанию и оформлению учебного издания.
• Целесообразность (нецелесообразность) присвоения грифа.
Должность, ученая степень, Ф.И.О., ученое звание эксперта, (указываются служебный адрес, телефон, адрес электронной почты). Подпись эксперта заверяется по месту его работы.
Развернутая выписка из протокола заседания кафедры, Ученого совета университета с ходатайством о присвоении грифа в последнем абзаце должна содержать следующее:
- Ученый совет (организация, ВУЗ) рекомендует учебник/учебное пособие - автор, название - для присвоения грифа МОН РК, УМО по специальностям группы «Образования» РУМС высшего и послевузовского образования МОН РК на базе КазНПУ им. Абая (сокращено - УМО РУМС на базе КазНПУ им. Абая) как соответствующего ГОСО по специальности «шифр - название специальности».
Вышеперечисленные документы могут дополняться учебной программой дисциплины, по которой создан учебник/учебное пособие, типовыми учебными планами специальностей, утвержденные ректором и снабженные гербовой печатью вуза, для которых предназначено учебное пособие.


Приложение 3

Термины и определения

Учебное издание - издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенное в форме удобной для изучения и преподавания и рассчитанное на обучающихся различных уровней образования.
Учебная литература должна быть ориентирована на результат процесса обучения, развитие критического, логического и творческого мышлений, организацию самостоятельной работы обучающихся и формирование базовых компетенций.
Учебная литература включает следующие основные виды изданий: учебники, учебные пособия, справочники, словари, являющиеся официальными изданиями, на которые распространяются авторские права.
Учебник - основная учебная книга, написанная на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующая теоретической части типовой учебной программы дисциплины типового учебного плана специальности.
Учебное пособие - учебная книга, написанная на высоком научном и методическом уровне, соответствующая полностью или частично типовой/рабочей программе типового/рабочего учебного плана специальности.
Учебник/учебное пособие должен отвечать следующим основным принципам и требованиям:
а) излагать основы соответствующей отрасли науки без перегрузки учебного материала излишними подробностями;
б) служить основным руководством для обучающихся очной, заочной и дистанционной форм обучения;
в) соответствовать государственному общеобязательному стандарту соответствующей специальности высшего и послевузовского образования и типовой учебной программе соответствующей дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан;
г) строиться на основе достоверных научных обобщений и освещать достижения современной отечественной и мировой науки, техники и информационных технологий. В учебнике должно быть дано систематическое и последовательное изложение курса на современном научном уровне с освещением новейших методов научных исследований;
д) отличаться краткостью и ясностью изложения, четкостью определений, а также точностью и полной достоверностью приводимых сведений;
е) в соответствии с кредитной технологией обучения содержать в конце каждого параграфа контрольные вопросы для самопроверки знаний обучающегося, примерные задания для самостоятельной работы, в конце книги - тестовые задания (от 30 до 120 заданий).
ж) содержать указатель отечественной и мировой литературы на казахском, русском и иностранных языках, а также интернет-ресурсы для дальнейшей углубленной и самостоятельной работы по данной дисциплине.
Основными структурными компонентами учебника являются:
1) введение;
2) текст (основной, дополнительный, пояснительный), распределенный по разделам, главам, темам;
3) иллюстративно-вспомогательный материал;
4) аппарат усвоения знаний (вопросы, задания, тесты, материал для самостоятельной работы обучающихся);
5) аппарат ориентировки (предисловие, обозначение - символы, указатели, оглавление).
Монография - научное или популярное официальное издание, содержащее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам, не являющееся учебником или учебным пособием, на него не присваивается гриф УМо РУМС.