қазақша · русский · english
   
  Main / Mass media about us
04.06.2020

Наследие Аль-Фараби в современном образовании

 


 

В связи с 1150-летием Абу Насира аль-Фараби я считаю своим долгом рассказать о профессоре Ауданбеке Кобесове - выдающемся исследователе истории и педагогики мусульманской восточной науки, который показал необходимость воспитывать молодое поколение по наследию великого ученого и восстановил его истинный образ как мыслителя, математика, естествоведа и педагога.

 

В «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Первый Президент РК Н.А.Назарбаев сказал, что «...Для успеха требуется отдельная научная база, базирующаяся на опыте многих поколений, многих террабайтах специальной информации и знаний, исторически сложившихся научных школ...».

 

В этой связи следует отметить, что важно связать образование в области математики и естествознания с работами аль-Фараби, обогатить содержание образования, привить молодым людям чувство патриотизма и мобилизовать их на участие в научных и методологических исследованиях.

 

Абу Насир аль-Фараби, известный как «Аристотель Востока», был ученым, который изучал многие области науки и написал множество научных трудов. Философия и логика, математика и теория музыки, астрономия и медицина, космология и юриспруденция - вот некоторые из наук, которые открыли новые возможности для развития человечества.

 

Учение Аль-Фараби о разуме и сознании является одним из важнейших достижений в философии. Аль-Фараби уделял особое внимание образованию, науке и воспитанию в развитии человека. Об этом свидетельствуют выводы ученого: «Образование без воспитания - злейший враг человечества», «Чтобы стать мастером своего дела, нужно стремиться к совершенству».

 

Сегодня мы можем сказать, что проделана большая работа по изучению жизни, творчества и наследия аль-Фараби. На кафедре восточной философии и фарабиеведения Института философии, политологии и религиоведения МОН РК проводится цикл исследований по диалектике, эпистемологии и социальной философии Абу Насира аль-Фараби. Центр исследований Фараби при КазНУ им. аль-Фараби переводит, изучает и пропагандирует наследие этого великого ученого.

 

Однако следует отметить, что очень мало полезных научных и методологических исследований и мероприятий, таких как включение наследия аль-Фараби в учебную программу и его использование в качестве учебника для привлечения молодого поколения к образованию, шедеврам науки, духовному и патриотическому воспитанию.

 

В этом направлении КазНПУ имени Абая проводит исследования по математическому наследию аль-Фараби и его внедрению в современное образование. Его эффективность и опыт вселяют уверенность в необходимости использования наследия аль-Фараби в обучении и воспитании молодежи.

 

В 2018 году в нашем университете был открыт образовательный центр «Аль-Фараби». Его цель - создать научную и методологическую основу для внедрения наследия аль-Фараби в современное образование и воспитать подрастающее поколение на его трудах.

 

Нашим учителем, руководившим такими исследованиями, был доктор педагогических наук, выдающийся ученый в области истории и педагогики мусульманских восточных наук, профессор Ауданбек Кобесов, который практически открыл миру многие научные изыскания аль-Фараби. А.Кобесов много лет изучал научное наследие великого ученого, был одним из основателей отечественной фарабистики в составе группы по изучению наследия аль-Фараби, основанной в 1960-х годах.

 

Хотя аль-Фараби известен в истории науки главным образом как философ и создатель теории музыки, исследования А.Кобесова внесли решающий вклад в восстановление истинного образа нашего великого соотечественника как математика, исследователя естественных наук.

 

Ауданбек Кобесов родился 13 февраля 1932 года в селе Ойык Таласского района Жамбылской области. Окончил среднюю школу в Жамбылской области в 1948 году с серебряной медалью, а в 1952 году с отличием - физико-математический факультет Казахского педагогического института имени Абая по специальности «Математика». После окончания института работал учителем, директором школы в Таласском районе, а в 1959 году был приглашен преподавать в КазПИ.

 

В 1960 году поступил в Академию наук СССР в Москве, в аспирантуру по специальности «История арабской математики», а в 1963 году получил степень кандидата физико-математических наук.

 

С 1963 по 1967 годы был старшим преподавателем, доцентом кафедры «Высшая алгебра и теория чисел» КазПИ им. Абая.

С 1968 по 1977 годы А.Кобесов работал старшим научным сотрудником в группе по изучению наследия аль-Фараби в Академии наук КазССР, а также проделал большую работу по переводу, обработке и изучению трудов ученого-энциклопедиста аль-Фараби. Тогда, в 1971 году, ученый выступил на XIII Международном конгрессе по истории науки и техники в Москве на тему «Роль Аль-Фараби в развитии науки».

 

С 1977 года и до конца своей жизни (2008 г.) А.Кобесов работал в КазНУ им. аль-Фараби, с 1977 по 1986 годы был заведующим кафедрой «Методика преподавания математики». В 1990 году в Ташкенте защитил докторскую диссертацию по научно-педагогическому наследию аль-Фараби.

 

Исследуя богатое научное наследие аль-Фараби, А.Кобесов опубликовал более 200 научных, научно-познавательных работ и переводов с арабского языка. Среди них такие известные произведения, как «Аль-Фараби», «Математическое наследие Аль-Фараби», «Астрономия в произведениях Аль-Фараби», переводы математических трактатов на арабский язык, «Комментарий к Альмагесту» и другие.

 

Монография А.Кобесова «Математическое наследие аль-Фараби» раскрыла личность нашего великого предка как мыслителя и математика. В этой работе приводятся суждения аль-Фараби по геометрии, тригонометрии, арифметике, алгебре и по их применению в астрономии и музыке, а также о теории вероятности. А.Кобесов рассматривал данные работы аль-Фараби в тесной связи с достижениями других ученых.

 

Эта монография, в которой все математические труды великого ученого были проанализированы и изучены, включает в себя следующие работы, переведенные и отредактированные самим А.Кобесовым на русский язык:

 

1. Математические главы «Энциклопедии наук» («Классификация наук»). Перевод с арабской версии, опубликованной египетским ученым Османом Амином (1949).

2. Тригонометрические главы «Дополнительная книга к Алмагесту». Перевод с фотокопии единственной арабской рукописи, хранящейся в Британском музее в Лондоне. Этот труд ранее не был переведен ни на один язык, его существование было неизвестно.

3. «Духовные приемы раскрытия тайн природы через геометрические фигуры» или геометрический трактат. Перевод с фотокопии единственной арабской рукописи, хранящейся в университетской библиотеке в Упсале, Швеция.

4. «Комментарии о трудных местах во введении к первой и пятой книгам Евклида». Арабская рукопись не сохранилась и была переведена со старой еврейской версии.

5. «Какое из предсказаний звезды правильное, а какое отрицательное». Перевод с арабской версии, опубликованной немецким ученым Дитеричем.

 

Результаты, полученные в этой монографии, очень важны с точки зрения исторического развития математики. Следует отметить, что вопрос о том, насколько это ценно с точки зрения современного образования, все еще остается открытым и требует изучения.

 

Монография "Математическое наследие Аль-Фараби" широко известна научному сообществу, особенно математикам. Эта работа высоко ценится зарубежными исследователями аль-Фараби и важна как единственная, в которой труды аль-Фараби по математике изучаются систематическим образом.

 

Значение монографии и сегодня не уменьшилось, если не возросло. Тот факт, что эта работа А.Кобесова и книга аль-Фараби "Математические трактаты", отредактированная им, были оцифрованы в США, в библиотеке Мичиганского университета и сохранена в ее электронной базе, а его «Комментарий к «Альмагесту» Птолемея» находится в библиотеке Калифорнийского университета, говорит о многом.

 

В частности, Гарри Дж. Ти, профессор Оклендского университета в Новой Зеландии, в статье, опубликованной в журнале «Истории арабской науки» писал: «Монография А.Кобесова является первой книгой, посвященной обзору математических работ аль-Фараби, и очень важна для тех, кто интересуется этой сферой... Книга Кобесова ценна своей невероятной последовательностью и глубиной изучения математических работ аль-Фараби и его сильным влиянием на многих более поздних авторов. Это полезно для всех, кто изучает труды аль-Фараби".

 

Известный ученый, доктор физико-математических наук, профессор Б.А.Розенфельд так комментирует книгу: «Эта монография А.Кобесова раскрыла еще один неизвестный ранее аспект научной деятельности аль-Фараби, и это - памятник 1100-летию всемирно известного мыслителя».

 

Одним из важнейших вкладов А.Кобесова в фарабистику является монография «Астрономия в трудах аль-Фараби», которая впервые в истории науки показала аль-Фараби как выдающегося астронома Ближнего Востока. Об этом свидетельствует «Комментарий к «Альмагесту» Птолемея», переведенный А.Кобесовым с арабского языка. Более того, А.Кобесов обнаружил, что существует связь между двумя восточными учеными - аль-Фараби и Улугбеком.

 

Изучая физико-философские взгляды аль-Фараби, А.Кобесов выявил, что существует экспериментально-теоретический метод изучения природы.

 

Исследования Е.Жанибекова, аспиранта А.Кобесова, показали, что великий ученый был и выдающимся физиком. Сначала Фараби занимался философскими проблемами физики: он определил предмет физики, материи и формы, пространства и времени, движения и неподвижности, силы и т.д., сделал ценные комментарии по фундаментальным понятиям. Физические взгляды Фараби содержатся в его «Великой книге музыки», «Трактате о вакууме», «Энциклопедии наук», «Основах физики» и других.

 

По словам А.Кобесова, известно, что аль-Фараби занимался медициной и биологией. Он уделил особое внимание теоретическим проблемам данных наук, об этом он писал в своих трудах «Об органах человеческого тела», «Об органах тела животного», «О темпераментах» и других. Большинство из них еще не переведены и не изучены.

 

Полное название одного из неизвестных ранее медицинских трактатов Фараби - «Возражение Галену по поводу его разногласий с Аристотелем относительно органов человеческого тела». Гален, после знаменитого Гиппократа, великий ученый, врач в ранней мировой медицине и человек, который имел бесспорную репутацию в средние века.

 

Аристотель был гигантом общей науки, включая медицину и естественные науки. Фараби написал трактат о двух представителях медицины древнего мира, проанализировал их научные принципы и методы. Это показывает ценность работы Фараби в области медицины и биологии. Известный ученый и врач Ибн Сина основал свою знаменитую медицинскую систему на теоретических принципах и инструкциях Фараби.

Существует множество свидетельств того, что великий мыслитель хорошо разбирался и в географии, пишет А.Кобесов. В то время вопросы географии рассматривались в тесной связи с астрономическими данными.

 

По словам А.Кобесова, верные взгляды Фараби на алхимию и химию поддержали Ибн Сина, Омар Хайям, Леонардо да Винчи и другие ведущие ученые последующих веков.

 

Внимание А.Кобесова к взаимосвязи естественных и гуманитарных наук в образовании проистекает из мыслей Фараби в «Энциклопедии наук».

 

А.Кобесов посвятил всю свою жизнь изучению наследия аль-Фараби. В последние годы он опубликовал такие обширные книги, как «Природное и математическое наследие Аль-Фараби» (1997) и «Неоткрытый мир аль-Фараби» (2002).

 

Гордимся, что именно А.Кобесов первым всесторонне раскрыл и проанализировал педагогическое наследие аль-Фараби. Его докторская диссертация «Педагогическое наследие Фараби» и другие труды и переводы раскрыли взгляды великого ученого в этой сфере в полном объеме с научной и методологической точки зрения. Так, выяснилось, что аль-Фараби посвятил большую часть своих трактатов просвещению населения, особенно молодого поколения. К ним относятся «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Указание пути к счастью», «Книга о том, что нужно знать для изучения философии», «Философские вопросы и ответы на них» и другие.

 

А.Кобесов описывает педагогическую систему Фараби следующим образом: «Во-первых, предмет и цели педагогической науки Фараби, во-вторых, общие педагогические идеи ученого, содержание, виды и методы обучения; в-третьих, проблемы дидактики в творчестве Фараби; в-четвертых, применение и реализация педагогических идей Фараби в его математических и естественных науках; в-пятых, влияние педагогических взглядов Фараби на восточную и западную педагогику в последующие века».

 

Работы Фараби тесно связаны с обучением и воспитанием, но особенности каждого из них различны. Например, Фараби отдает приоритет нравственному воспитанию, которое является гарантией истинного счастья. В широком смысле, ученый, похоже, включил сюда трудовое, эстетическое, физическое, гуманистическое, патриотическое и другие виды воспитания. По его словам, нет такого возраста, который нельзя было бы воспитывать и исправлять недостатки. «Плохое поведение - это психическое заболевание. Чтобы лечить это заболевание, нужно быть похожим на врача, который лечит тело», - писал он. Трактат Фараби «Указание пути к счастью» подробно описывает, как воспитать в молодежи качества героизма, доброты, удовлетворенности, красноречия, дружелюбия и многого другого.

 

В научно-педагогических работах ученого особое внимание уделяется воспитанию чувства красоты, элегантности и гармонии. Они тесно связаны с эстетикой и этикой. Наследие Фараби играет значительную роль в музыкальном образовании. Это также полезно для здоровья, потому что, когда страдает тело, страдает душа. Вот почему приятная, спокойная мелодия поднимает настроение, создает силу, достойную «сущности» вещества, и очищает организм от болезней. Идеи и выводы Фараби о цели и миссии педагогики являются одной из важнейших основ просвещения и на современном этапе человеческой жизни.

 

Интересно, что А.Кобесов в своей книге «Читая одновременно аль-Фараби и Абая» («Әл Фараби мен Абайды қатар оқығанда» ) отмечает, что спустя тысячи лет Абай возродил, повторил и подтвердил гуманистические принципы аль-Фараби. «Такая тщательная критика и тщательный анализ благородных качеств хорошего человека неизбежно напоминают нам о пунктах в стихах Абая, которые характерны для морали, здравого смысла и противоречивого поведения, которые ему чужды. Мы еще раз видим, что педагогические идеи и взгляды двух гениев нашей страны схожи», - сказал ученый-просветитель А.Кобесов.

 

Дидактика занимает значительное место в педагогической системе великого философа и ученого. «Энциклопедия наук» Фараби - одно из первых научных и дидактических трудов в истории педагогики. По словам А.Кобесова, этот трактат уже давно является основным инструментом политики для всех научных инициатив в странах Востока и Запада.

 

Эта работа является примером уникальной дидактической работы, целью которой является обобщение и анализ всех разделов науки, которые должны быть освоены хорошо образованным, воспитанным человеком для достижения истинного счастья и дальнейшего развития. Именно А.Кобесов в своих исследованиях показал, что аль-Фараби был великим методистом и методологом. Кроме того, есть основания полагать, что «Большая книга о музыке», «Комментарий к Альмагесту», «О происхождении науки» и многие его работы впервые были изучены с историко-педагогической точки зрения. Он изучал философские и социально-этические предпосылки педагогики аль-Фараби, применение и реализацию общих педагогических идей, дидактические проблемы. Определяя основные достижения аль-Фараби, он рассмотрел влияние педагогической деятельности аль-Фараби на формирование и развитие его просветительских идей в мусульманских странах и у средневековых европейских ученых.

 

Педагог-ученый А.Кубесов не раз заявлял, что раскрыть всю педагогическую систему Фараби не просто, что нужно проводить специальные исследования и писать о нем книги. Сам он писал учебники и учебные пособия для студентов на основе бессмертных трудов аль-Фараби, много лет читал лекции и практические занятия в ряде вузов. Кроме того, активно распространял информацию об аль-Фараби и его научном наследии среди широкой общественности.

 

Научно-методические исследования по разработке средств для популяризации математического наследия Аль-Фараби, систематизированные А.Кобесовым, о возможностях, методах и технологиях его внедрения в современный образовательный контент только начались. И несмотря на давность лет рассматриваются как инновации.

 

А.Кобесов в своей последней книге «Нет в науке проторенной дороги» («Ғылымда даңғыл жол жоқ») писал: «С образовательной и методологической точки зрения геометрический трактат аль-Фараби не потерял своего значения и по сей день. Если современная педагогическая наука будет развиваться и дополняться в соответствии с требованиями, это будет очень полезным инструментом для учащихся средних и высших учебных заведений в области строительства».

 

Его наказы выполняются в КазНПУ имени Абая, где он учился. Эту благородную работу проводит группа ученых во главе с заведующим кафедрой информатики и информатизации образования Е.Ы.Бидайбековым в рамках исследовательского проекта «Математическое наследие Аль-Фараби в контексте современного образования». Проект исследует и реализует не только проблемы геометрического построения математического наследия аль-Фараби, но и преподавание тригонометрии, арифметики и теории музыки в системе образования с эффективным использованием современных информационных технологий, связывая ее с содержанием школьной математики. В результате систематических исследований, основанных А.Кобесовым, был переведен и составлен первый учебник «Аль-Фараби» для студентов педагогических специальностей и школьников, издано три учебника, получено одно авторское свидетельство, опубликовано много статей, защищена одна докторская диссертация.

 

Образовательный центр «Аль-Фараби» в университете не только прославил наследие великого ученого, но и создал научную и методологическую основу для его внедрения в современную систему образования. Работа над математическим наследием Аль-Фараби на основе технологии оцифровки информации уже началась.

 

Чтобы широко использовать его наследие в тематических исследованиях и инновационных образовательных процессах, в системе образования решается вопрос обучения и воспитания подрастающего поколения на основе трудов аль-Фараби, являющихся сокровищницей мировой науки и культуры.

 

Автор: Такир Балыкбаев,

ректор КазНПУ имени Абая, профессор

04.06.2020 г.

Источник: bilim.expert