қазақша · русский · english
   
  Main / Mass media about us
12.02.2019

Учитель - профессия почётная

 


 

Проблемы вузовского педагогического образования. В Алматы по инициативе КазНПУ им. Абая эксперты и педагоги обсудили во время круглого стола проблемы, связанные с подготовкой кадров в педагогических вузах для образовательных учреждений.


О статусе педагога

 

Напомним, что разработка нового закона о статусе педагога была инициирована главой государства Нурсултаном Назарбаевым.


«Поручаю разработать закон о статусе педагога, считаю необходимым разработать и принять в следующем году закон о статусе педагога. Он должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок, несвойственных функций. На учителей взваливают всё, что угодно. Выборы проводят - учителя, агитацию ведут - учителя, что-нибудь надо сделать - это учителя. За это никто не платит им. Надо их освободить, они должны готовиться к урокам, работать положенное время», - поручил президент, выступая с ежегодным Посланием народу Казахстана в октябре прошлого года.


Ожидается, что закон «О статусе педагога» может быть принят уже в июне 2019 года. Над ним работали более 60 человек, а во время подготовки проекта поступило более 8 тыс. предложений.


«В начале февраля законопроект заходит в мажилис, где ещё депутатами будет дорабатываться. Потом он пойдёт в сенат. И только в июне президент нашей страны будет подписывать этот законопроект. До этого 300 тыс. педагогов должны изучить и прочитать его, внести свои предложения», - сказала на общественных слушаниях вице-министр образования и науки РК Эльмира Суханбердиева.

 

 

Новое время - новые реалии

 

Пока законопроект ещё находится на стадии доработки, но педагоги страны активно обсуждают его и пытаются решить текущие проблемы.


«Педагог - это важная профессия на земле. Если не сказать, что самая важная. И то, как мы подготовим наше подрастающее поколение, так мы и будем жить. Если мы подготовим неправильно, некачественно, не учтём какие-то моменты изменяющегося мира, то мы не сможем развиваться как страна. Поэтому президент и сказал, что необходимо создать такой закон - «О статусе учителя». Чтобы те, кто становятся учителями, понимали, что на них возлагаются надежды, но и их ответственность тоже должна быть очень большой, а их квалификация -высокой. Государство гарантирует за это и высокую заработную плату, и другие преференции, которые будут иметь педагоги по отношению к другим гражданам страны, которые тоже качественно работают, но педагог - выделяется своим статусом», - считает депутат мажилиса парламента РК Ирина Смирнова.


Она отметила: чтобы сделать педагога таким, как ожидает общество, нужно менять образование и в вузах, и в школах, и это должно происходить одномоментно.


«Мы не должны отстать, остаться в стороне, как говорит президент, и глотать пыль тех, кто ушёл вперёд. Сегодня если мы не будем делать такую совместную работу, то это может произойти. Мы видим очень хороший опыт стран, добившихся высоких результатов, таких, например, как Южная Корея. Но там такой подход - только 5% лучших выпускников школ могут поступить в педагогические вузы, остальные просто не могут. Там учитель очень высококлассный специалист, с широким кругозором, и у него высокая заработная плата. Если это Финляндия, то там только 10% лучших выпускников могут поступить в педагогические вузы. У нас подходы несколько иные, поскольку на сегодняшний день ещё нет высокой заработной платы. Но всё-таки, разговор об этом идёт, в законопроекте об этом сказано, стремление есть к тому, чтобы заработная плата у учителя была высокой», - считает Ирина Смирнова.


Она озвучила, что зарплата начинающего учителя должна быть не ниже средней заработной платы по стране.


«И всё остальное должно привязываться не к прожиточному минимуму, а к средней заработной плате. Тогда здесь мультипликативный эффект будет. Приходит молодой человек в школу, и у него такая заработная плата, как средняя по стране. Дальше он растёт и получает ещё больше. Вместе с тем Министерство национальной экономики несёт ответственность, называя эту цифру», - отмечает депутат.


Сейчас законопроект о статусе учителя уже разработан Министерством образования и науки, и он скоро поступит в парламент.


«Тут очень важно - будет большая работа всех нас, чтобы вносили соответствующие поправки в закон и чтобы они прошли. Там уже будет смотреть рабочая группа и доказывать те изменения, которые необходимы, чтобы статус учителя был действительно высокий», - подчёркивает она.


По словам Смирновой, время несёт самые разные изменения в нашу жизнь: нашей школе уже почти 30 лет, а она, по сути, остаётся всё ещё советской.


«Мы вносим изменения, а всё остаётся по-старому: взаимоотношения с учителем, родитель может прийти в любое время, он может требовать показательный урок, и при этом ещё не только обсудить, но и дать оценку о том, правильно, хотя он не методист и не может быть компетентным. Должны происходить изменения во взаимоотношениях учителя с родителем - учитель должен принимать только в определённое время, и недопустимо, чтобы во время урока кто-то к нему врывался, чтобы кто-то указывал, как ему преподавать - если результаты хорошие, значит, он преподаёт правильно. Должны поменяться и взаимоотношения в обществе. Конечно же, должна меняться ответственность учителя - учитель не должен иметь права на то, чтобы своим личным опытом стараться изменить семью. Школа не должна воспитывать родителей. Каждый должен выполнять свою функцию. Учителя должны выполнять свою функцию по развитию, воспитанию, обучению наших детей в соответствии с новыми требованиями всего мира. Наши дети вполне конкурентоспособны. Все вместе мы можем сделать многое и изменить в образовании то, что нас всех - и учителей, и родителей, и учеников - не устраивает. Всем должно быть комфортно, хорошо», - заключила Ирина Смирнова.

 

 

Бюрократические ошибки

 

«Очень важное сообщение: если начинающие учителя будут получать заработную плату на уровне средней зарплаты по стране, а с опытом и стажем - ещё выше, то, я думаю, это действительно решит тот вопрос, который часто поднимается. Качество нашего педагогического состава - лучшие не будут уходить из школы, будет конкуренция за места в школе. Например, на одно вакантное место учителя в Южной Корее и Финляндии - от 10 до 20 претендентов», - отметил доктор педагогических наук, ректор КазНПУ им. Абая Такир Балыкбаев.


Он считает, что есть огромный разрыв между количеством подготовленных педагогов и потребностями образовательных учреждений.


«На сегодня в Казахстане порядка 35 тысяч студентов обучаются на педагогических специальностях. Но потребность в школах составляет не более 2 тысяч специалистов ежегодно. На самом деле получается непонятная картина. Школы потребность уменьшают - в них работают порядка 350 тысяч учителей, при этом средняя продолжительность работы учителя - чуть менее 40 лет. Получается, что 9 тысяч человек ежегодно должны уходить из школы (на пенсию. - Прим. автора). Значит, потребность школ должна быть как раз эти 9 тысяч. Но мы, сами знаете, как делаем - человек вышел на пенсию, но продолжает работать, и в итоге как таковой потребности в молодых кадрах нет», - отметил Такир Балыкбаев.


Кроме того, остаётся низкой и профподготовка учителей.


«В основном на педагогические специальности идут те, кто показал низкие результаты (при сдаче ЕНТ. - Прим. автора), слабые ученики. Они приходят в университет, и опять же, не лучшие выпускники вузов идут работать в школу. Замкнутый круг получается, но его нужно разрывать», - считает он.


«В прошлом году мы сделали следующее: дали 100%-ную скидку на обучение выпускникам со знаком «Алтын белгi», а тем, кто имеет аттестат с отличием - 50%-ную скидку. В итоге мы в прошлом году получили 220 «алтын бельгистов» и ещё порядка 100 выпускников школ и колледжей, имеющих аттестат с отличием. Мы получили ребят, которые были лучшими в школе. Лучшие в школе на педагогику не идут - этот тезис можно изменить. Чтобы наши лучшие выпускники (вузов) пошли работать в школу, должна быть хорошая зарплата, сравнимая с той, которую они бы получили, работая, например, в банке. Если это будет, то выпускники пойдут в школу», - уверен Такир Балыкбаев.


При этом ректор вуза отмечает, что среднее образование уже начало внедрять обновлённое содержание с 2016 года, однако вузы оказались не готовы.


«Школа несколько лет работает по обновлённому содержанию, а мы молодых специалистов не готовили должным образом. У нас только с прошлого учебного года обновились все образовательные программы, туда включили элементы обновлённого содержания. Те учителя, которые в этом году пойдут работать в школы - они уже более-менее будут готовы работать по обновлённому содержанию. Получается, что при внедрении обновлённого содержания вузы отстали. Это произошло потому, что департамент образования не синхронизирует свои действия. Сейчас эти вопросы мы ставим во главе угла и находимся в тесном контакте со школами», - рассказал ректор КазНПУ им. Абая.

 

 

Автор: Анна Шаповалова

12.02.2019 г.

Источник: aif-kaz.kz