қазақша · русский · english
 
 
 
28.04.2018

 

Кафедральный методологический семинар: Углубление инновационной составляющей учебного процесса

 

Методологический семинар, функционирующий при кафедре практических языков, представляет собой и форму повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и средство совершенствования методики преподавания языков. Иначе роль указанного семинара заключается в том, чтобы в ситуации обвального накопления теоретико-методологического, фактического, информационного и справочного материалов, которое наблюдается сегодня в современном вузовском образовании, целенаправленно проводить линию совершенствования методики преподавания, улучшения процесса языкового обучения. Помимо этого, актуализация работы кафедральных методологических семинаров связана и с тем, что современные реалии вносят свои коррективы в сферу образования и науки. В частности, когда знания из общественного достояния превращаются в коммерческую интеллектуальную собственность, весьма значимыми становятся модели, способы практического воплощения, применения знаний на практике.

 

26 апреля с.г. состоялось очередное заседание методологического семинара, функционирующего при кафедре практических языков, на котором с докладами выступили члены кафедры: доктор педагогических наук, профессор Гульмира Абзалхановна Кажигалиева, кандидат филологических наук, доцент Гулжихан Пишенбаевна Шахарман, кандидат филологических наук, доцент Галина Рабиковна Кадырова.

 

Профессор Гульмира Кажигалиева в своем выступлении сделала упор на мотивационной составляющей современных инновационных технологий, поскольку сегодня, как отметила докладчик, мотивация - это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения. Мотивы и мотивация - это движущая сила процесса обучения и усвоения информации и материала. Поскольку в 21 веке, когда доступ к информации является уже не сложным вопросом - функционирует Интернет, - возникает другой вопрос - как мотивировать учащихся к постоянному изучению материалов, эффективному выбору и усвоению полезных знаний. Студент по-настоящему захочет учиться, если добиваться, чтобы все задачи, поставленные перед ним в процессе обучения, были не просто понятны, но и ещё при этом приняты внутренне, приобрели для него настоящую значимость. То есть без мотивации к деятельности полноценное личностное развитие обучающегося невозможно.

 

Гульмира Абзалхановна также подчеркнула особенную роль при возникновении мотивации интереса и возбуждения интереса к изучаемой области знания, к обучению. Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания. Формирование интереса основано на трёх педагогических законах Льва Выготского: 1) обнаружить полную готовность учащегося к деятельности; 2) вызываемый интерес направлять по линии самого изучаемого предмета; 3) строить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, к тому, что интересует учащихся, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес.

 

Теоретические выкладки были проиллюстрированы профессором Гульмирой Абзалхановной Кажигалиевой интересными примерами из собственной практики преподавания русского языка как неродного в вузе. Компьютерная презентация сопровождала выступление докладчика. Приведенные Гульмирой Абзалхановной примеры инновационных технологий обучения убедительно продемонстрировалиих выраженный мотивационный потенциал, их возможности как средстваактивизации познавательного интереса у обучающихся, постоянного и сильнодействующего мотива деятельности человека.

 

Доцент Гулжихан Шахарман рассказала о применении различных инновационных методов преподавателями казахского языка на занятиях. Так, в своем выступлении Гулжихан Пишенбаевна подробно рассказала об использовании технологии дебаты, которые выступают одним из эффективных форм воплощения интерактивной стратегии (по формату Карла Поппера), способствуют развитию казахского литературного языка и культуры речи будущих специалистов по их специальности, раскрытию сущности полиязычия, формированию у учащихся креативности, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, умению работать в команде и способности к самообучению, что в дальнейшем обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

 

В следующем докладе доцент Галина Кадырова рассказала о лингводидактических основах обучения русскому языку как неродному на примере учебного пособия по русскому языку для специальности «Физическая культура и спорт».

 

Галина Рабиковна отметила, что в методике обучения русского языка как неродного, используется термин «лингводидактика». Лингводидактика выступает в этом контексте в качестве методологического аспекта теории обучения. Она призвана разрабатывать основы методологии обучения иностранным языкам применительно к различным искомым результатам данного процесса.

 

Лингводидактика формулирует общие закономерности, которые касаются функционирования механизмов способности человека русскому языку, к общению на нем и способов их формирования. Не случайно многие ученые считают лингводидактику общей теорией овладения и владения языком.

 

В нашем случае преподавание дисциплины «Русский язык» базируется на разработке лингводидактических закономерностей и реализуется в подготовке конкретного учебного пособия «Профессиональный русский язык» для специальности «Физическая культура и спорт», которое подготовлено в соответствии с новой Типовой программой «Профессиональный русский язык» (Алматы, 2012) и государственным общеобязательным стандартом образования.

 

В основе написания учебного пособия предлагается текст, так как современный текст выступает и как объект наблюдения за языковыми фактами, и как источник расширения языковых знаний, и как образец для воспроизведения, и как материал для тренировки.

 

В рамках методики обучения русскому языку как неродному лежат общие методологические подходы к работе с текстом. Это обучающие тексты, тексты для развития речи, тексты для подготовки самостоятельной работы, тексты для контроля знаний, умений и навыков и упражнения тренировочного, закрепляющего и контрольного характера, которые подбираются с учетом специальности. В данном случае учебный текст предназначен как для усвоения специально отобранной информации, так и для получения нового образовательного продукта.

 

Автор отметила, что изучение текстов по специальности включает в себя системные предтекстовые, притекстовые и послетекстовые задания. Также автором были приведены ряд заданий по работе с профессионально-ориентированным чтением научных текстов.

 

Подготовка данного учебного пособия, с одной стороны, поможет восполнить нехватку научно-методической учебной литературы, необходимой для работы преподавателей русского языка на неязыковых специальностей, с другой стороны, - приобретенные навыки и умения научной обработки текстов помогут студентам при овладении специальностью и будут способствовать их профессиональному совершенствованию.

 

Таким образом, проведенное заседание кафедрального методологического семинара еще раз подтвердило его обучающие и научно-методические возможности.

 

         

 

         

 

         

 

         




Вернуться назад