қазақша · русский · english
   

Довоенный период

Довоенные годы были для КазПИ имени Абая одним из важных этапов становления и развития. Профессорско-преподавательский состав и студенческий коллектив с честью выдержали испытание на зрелость. Имя института стало известно по всей республике и за ее пределами. Деятельность ВУЗа этого периода отмечалась ростом количества учителей, подготовленных в его стенах, улучшением качества подготовки кадров, установлением прочных традиций по обучению и воспитанию студенческой молодежи. Институт становится одним из центров научной мысли. Здесь разрабатывают проблемы развития истории Казахстана, казахского языка и литературы, начались первые исследования в области естественных наук. В те годы роль КазПИ как учебно-научного центра по мере накопления опыта, улучшения материально-технической базы, роста рядов квалифицированных научно-педагогических кадров постоянно возрастает. Именно КазПИ принадлежит заслуга в подготовке условий для создания и развития впоследствии широкой сети высших учебных заведений в республике, Академии наук и других учреждений образования, науки, культуры.

Военный период

Периодом тяжелого испытания для коллектива института были годы Великой Отечественной войны. Но, несмотря на трудности военного времени, студенты активно и настойчиво занимались. К тому же по многим учебным дисциплинам было достигнуто повышение научного и методического уровня преподавания благодаря тому, что к педагогической деятельности привлекалось немало видных ученых из разных городов СССР, эвакуированных в связи с войной в Алма-Ату. В их числе были академики И. И. Мещанинов, В. И. Чернышев, В. Г. Фесенко, член-корреспондент Академии наук СССР Н. Н. Варанский, профессора А. А. Глаголов, П. М.Рубинштейн, И. А. Палунск, Н. Ф. Бельчиков, Н. Ф. Черномордин, Р. А. Фридман, Д. И. Максов, Г. А. Какиев и другие.
Высшей наградой Родины — званием Героя Советского Союза были удостоены десятки преподавателей, сотрудников и студентов института за ратные и трудовые подвиги в годы войны: Малик Габдуллин, Лесбек Жолдасов, Канаш Камзин, Кудайберген Сураганов, Рахимжан Токатаев, Ахмедьяр Хусаинов, Саду Шакарим.

Послевоенный период

В послевоенные годы во всех сферах деятельности КазПИ имени Абая произошли качественные изменения, которые были связаны с конкретными задачами нового этапа экономического и культурного развития Казахстана. В соответствии с этим определялись формы и методы учебно-воспитательной деятельности, научные проблемы и структура института. Усилия профессорско-преподавательского состава были направлены на то, чтобы будущие учителя овладевали глубокими научными знаниями по избранной специальности, у них формировались профессиональные качества, любовь к учительской профессии.
В связи с ростом потребностей школ в квалифицированных кадрах учителей увеличили прием студентов в институт. Если в первом послевоенном 1946 году на первый курс дневного отделения было принято 362 студента, то в 1956 г. - уже 567. К своему 50-летнему юбилею в 1978 году КазПИ имени Абая стал одним из крупнейших учебно-научных центров Казахстана. Его по праву считали флагманом педагогических вузов республики. Функционировало 12 факультетов, в том числе вновь открытые художественно-графический и дефектологический, а также факультет повышения квалификации директоров общеобразовательных школ. Следует отметить, что среди выпускников было 23 представителя молодежи Монгольской Народной Республики. Ежегодно повышали свою профессиональную квалификацию 400 руководителей общеобразовательных школ.


Герой Советского Союза
Ахмедьяр Хусаинов

Герой Советского Союза
Канаш Хамзин
Герой Советского Союза
Кудайберген Сураганов
Герой Советского Союза
Саду Шакиров
Герой Советского Союза
Малик Габдуллин
Герой Советского Союза
Лесбек Жолдасов
Герой Советского Союза
Рахимжан Токтаев

 

В целом коллектив института в тяжелые годы войны сумел на должном уровне организовать учебно-воспитательную и научную деятельность в соответствии с требованиями сложной обстановки, обеспечивал школы
республики учительскими кадрами.