қазақша · русский · english
 
 
 

 

Научно-исследовательская деятельность кафедры специальной педагогики Института педагогики и психологии проводится в тесном взаимодействии с учебно-методической работой, что позволяет вести подготовку кадров по самому широкому спектру специальностей и направлений. Ее приоритетными целями являются:

1. Поисково-прикладные исследования в области специальной педагогики и психологии.

2. Внедрение результатов научных исследований в практику работы специальных организаций образования и общеобразовательных организаций, работающих в режиме инклюзивного образования.

3. Разработка образовательных программ, учебной и учебно-методической литературы для вузов и специальных организаций образования.

4. Участие в мероприятиях, направленных на обмен научным и практическим опытом в международном и республиканском масштабе (конференции, семинары и пр.).

 

Тематика НИР сотрудников кафедры определена в русле научных исследований на тему «Научно-методическое обеспечение систем специального образования и высшего специального образования».

 

Основные задачи научно-исследовательской работы кафедры:

- проведение актуальных научных исследований, способствующих развитию передовой отечественной науки в области подготовки кадров системы специального образования;

- обогащение учебного процесса результатами научных исследований в области подготовки специалистов системы инклюзивного образования;

- повышение научной квалификации профессорско-преподавательских кадров в республике и за рубежом;

- подготовка научно-педагогических кадров (докторантура, магистратура, бакалавриат);

- разработка учебников, учебных пособий и УМК для педагогических работников системы специального образования, вузов, занимающихся подготовкой учителей-дефектологов; учащихся специальных организаций образования;

- рецензирование, экспертиза учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов, УМК, ГОСО и пр.;

- разработка и редактирование образовательных программ, учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов;

- информационное обеспечение библиотеки вуза;

- сотрудничество с научными организациями РК, ближнего и дальнего зарубежья;

- работа в составе экспертных комиссий, редколлегий научных журналов и в научных ассоциациях.

 

В 2023 году 7 членов ППС кафедры приняли участие в 8 проектах, финансируемых МНВО и другими организациями РК. Показатели по наукометрическим данным кафедры «Специальная педагогика» следующие: публикации ППС в журналах, входящих в международную базу Scopus Web of Science - 9; список научных статей, опубликованных в журналах, рекомендуемых КОКСНВО МНВО РК - 19; преподавателями кафедры получены 11 авторских прав в рамках НИР.

 

Исследования, проводимые кафедрой определяются социальным заказом на научно-теоретическое и методическое обеспечение процесса обучения детей с ограниченными возможностями. Эти направления определяются также потребностями развития и управления социальной сферой системы специального образования. Области научных интересов сотрудников кафедры соответствуют основным направлениям специальной педагогики и специальностям по подготовке обучающихся: «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика».

 

Особое место в научных исследованиях кафедры занимает вопрос обучения детей с ограниченными возможностями на казахском языке. В стране в последние годы идет активный процесс реформирования дошкольного и школьного образования в русле этнокультурного ориентирования обучения детей с ограниченными возможностями, формирования и развития личностных особенностей детей на основе казахской этнопедагогики и этнопсихологии. В данном случае кафедра специальной педагогики выступила инициатором научно-методологического обоснования содержания специального образования, выстроенного на билингвальной и бикультурной основе.

 

ППС кафедры продолжается работа по разработке учебно-методического обеспечения процесса обучения детей с ограниченными возможностями на казахском языке в специальных (коррекционных) школах. Это имеет особое значение в социализации детей-казахов, имеющих какие-либо отклонения в развитии, их национальной идентификации. На кафедре разрабатываются также программы обучения, учебники и УМК для дошкольных и школьных специальных организаций образования с русским и казахским языками обучения.

 

Проводимая в рамках указанных видов работ научно-исследовательская деятельность отражает самые новые научные тенденции, является актуальной и позволяет совершенствовать систему подготовки научных и педагогических кадров в условиях бакалавриата, магистратуры и докторантуры, что способствует углублению как теоретической, так и практической, индивидуальной подготовки обучающихся, обеспечению их профессионализма, способности к творческому поиску.

 

Усиление интегративных процессов системы специального образования и педагогических вузов станет одним из перспективных инновационных ресурсов повышения качества образования детей с ограниченными возможностями, отразит его синергетический эффект. Включение технологии мониторинга кадров системы специального образования, базирующегося на ведении в автоматизированном режиме комплекса баз данных о потребностях областей в специалистах, количестве выпускников педагогических вузов, как обязательный, поможет оптимизировать стратегии развития единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями.

 

Преподаватели кафедры принимают участие в разработке учебных программ для специальных (коррекционных) детских садов и школ для детей с нарушениями слуха, интеллекта (УО, ЗПР), речи, ОДА, зрения.

 

ППС кафедры «Специальная педагогика» поддерживает связь с зарубежными и отечественными вузами:

1. Софийский Университет «Свети Климент Охридски» (ФНОИ), кафедра специальной педагогики (г. София, Болгария).

2. Московский государственный педагогический университет (Москва, Россия).

3. Российский Государственный Педагогический Университет им. А.Герцена (СПб, Россия).

4. Казанский федеральный университет (г. Казань, Россия)

5. Киевский национальный университет им. Т.Шевченко (г. Киев, Украина).

6. Армянский государственный педагогический университет им. Х.Абовяна (г. Ереван, Армения).

7.Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами (г. Ташкент, Узбекистан).

8. Академия специальной педагогики им.Марии Гжегожевской (г. Варшава, Польша).

9. Кыргызский государственный университет имени И.Арабаева (г. Бишкек, Кыргызстан).

10. Университет Шакарима (г. Семей, Казахстан).

11. Таразский региональный университет имени М.Х.Дулати (г. Тараз)

12. Южно-Казахстанский университет им. М.Ауезова (г. Шымкент).

13. Павлодарский педагогический университет им. А.Маргулана (г. Павлодар).

14. Жетысуский университет им. И.Жансугурова (г. Талдыкорган).