қазақша · русский · english
 
 
 


Академическая задолженность обучающегося возникает в результате низкого рейтинга по дисциплине, получения неудовлетворительной оценки на экзамене или неявки на экзамен. Обучающийся в таком случае не набирает необходимое для завершения текущего академического периода количество кредитов.


Офис Регистратора направляет в директорат института сводные ведомости с итоговыми результатами оценки знаний обучающихся, по которым идентифицируются обучающиеся, имеющие академическую задолженность.


При пропусках занятий в течение семестра преподаватели направляют обучающегося в директорат за получением допуска. В директорате по этому случаю вносят запись в Журнал выдачи допусков к занятиям. У обучающегося получают объяснительную в письменной форме или справку, подтверждающую отсутствие на занятиях по уважительной причине. После установления причины пропуска занятий директорат принимает решение о выдаче или невыдаче допуска к занятиям.


Директорат выдает допуск к занятиям на основании:
- представленной объяснительной;
- представленных объективных доказательств уважительной причины пропуска занятий (например, повестка в военкомат).


При значительном количестве пропусков занятий по неуважительной причине (более 40 часов) директорат имеет право подать представление на отчисление обучающегося или лишить его стипендии.


Отчисление обучающегося оформляется приказом ректора университета.


Если обучающийся пропустил некритичное число занятий по объективным причинам (например, по болезни), то ему предоставляется возможность освоить учебный материал пропущенных занятий самостоятельно.


СРО по изучению учебного материала пропущенных занятий контролируется преподавателем в виде тестов, контрольных работ, рефератов, сочинений, отчетов и др.


В случае, когда обучающийся имеет пропуски занятий по неуважительной причине, к нему дополнительно могут применяться меры воспитательного характера:
- вызов родителей обучающегося;
- собеседование с наставником.


Воспитательные меры должны быть направлены на установление причин пропусков занятий. В случае наличия проблем, связанных с социально-бытовыми условиями, наставник в качестве корректирующих действий может подать просьбу в директорат по улучшению этих условий.


В случае получения неудовлетворительной оценки по результатам контроля и оценки знаний:
- обучающиеся, не имеющие положительной оценки рейтинга допуска по учебной дисциплине, не допускаются к промежуточной аттестации (экзамену);
- обучающиеся, не сдавшие курсовые работы, не допускаются к экзамену по соответствующей дисциплине;
- в отдельных случаях (по болезни, семейным и служебным обстоятельствам, при условии предоставления подтверждающей справки, листка нетрудоспособности - для работающих студентов дистанционной формы обучения) обучающемуся разрешается сдать экзаменационную сессию по индивидуальному графику;
- для пересдачи экзамена с оценки «неудовлетворительно» на положительную обучающемуся предоставляется возможность в следующем академическом периоде или в летнем семестре изучить после повторной записи соответствующие дисциплины на платной основе, выполнить требования текущего, рубежного контроля, получить допуск и сдать итоговый контроль знаний.


По результатам текущего, рубежного и итогового контроля знаний наставник группы выясняет причины, вызвавшие пропуски занятий обучающимся или его неуспеваемость. Наставник совместно с директоратом, советом наставников института организует необходимую помощь обучающимся, не успевающим по уважительной причине. В дальнейшем наставник контролирует исполнение запланированных мероприятий и их результативность.


Преподаватель, который проводит учебные занятия, также контролирует процесс ликвидации обучающимся академической задолженности. С этой целью преподаватель:
- назначает при необходимости время для консультаций;
- организует прием отработок, если это необходимо;
- назначает срок сдачи промежуточной аттестации по индивидуальному графику (в случае предоставления обучающимся подтверждающей справки об уважительной причине неявки на экзамен);
- проводит повторную промежуточную аттестацию;
- ведет необходимые записи (журнал, ведомости рубежного контроля, промежуточной аттестации).


Обучающийся, получивший по итоговой аттестации оценку «неудовлетворительно», отчисляется из вуза приказом руководителя вуза как «не выполнивший требования образовательной программы: не защитивший дипломную работу (проект) или магистерскую диссертацию (проект)» или «не выполнивший требования образовательной программы: не сдавший комплексный экзамен».


Обучающийся, не прошедший итоговую аттестацию, приказом ректора Университета допускается к повторной итоговой аттестации следующего учебного года.


Повторная итоговая аттестация проводится только по тем ее формам, по которым в предыдущую итоговую аттестацию обучающимся получена неудовлетворительная оценка.


На постоянной основе ведется анализ записей (ведомости рубежного контроля, промежуточной аттестации) с целью выявления причин возникновения задолженностей. Данную работу осуществляет директорат.


Рекомендуется использовать для такого анализа статистические методы. В случае, если 80% задолженностей обучающихся группы связаны с одной дисциплиной, то необходимо:
- проинформировать заведующего соответствующей кафедрой;
- проанализировать распределение задолжников по преподавателям учебной дисциплины и, если 80% задолженностей относятся к одному и тому же преподавателю, то дальнейший поиск причин должен вестись в работе данного преподавателя;
- провести опрос/анкетирование обучающихся, как успевающих, так и неуспевающих;
- провести целевой внутренний аудит по учебно-методическому обеспечению дисциплины, критериям и методам оценивания;
- при необходимости провести внеплановое открытое занятие;
- при необходимости провести открытое заседание кафедры с участием представителей директората, посвященное установлению причин возникновения нетипичной задолженности обучающихся и принятию решения о корректирующих действиях.


Причина возникновения несоответствий должна быть установлена точно, т.е. не могут быть установлены причины общего характера.


Корректирующие действия должны быть срочно разработаны и выполнены. Контроль выполнения корректирующих действий возлагается на заведующего кафедрой.


Если причины возникновения задолженностей связаны с работой конкретного преподавателя, то ему предлагается разработать корректирующие действия и устранить несоответствие.


В случае если обучающийся по государственному образовательному гранту не набрал необходимое количество кредитов, предусмотренное рабочим учебным планом, он имеет право на повторное изучение соответствующих дисциплин на платной основе.