қазақша · русский · english
 
 
 
 Колумбаева Шолпан Жаксыбаевна
Заведующая кафедрой
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор КазНПУ им.Абая
ул.Казыбек би, 30
 +7(727)291-19-81
sh.kolumbayeva@abaiuniversity.edu.kz

 

История становления и современная работа кафедры педагогики Института педагогики и психологии неотделима от всех преобразований, которые совершаются на протяжении всего 95-летнего развития старейшего и головного педагогического вуза страны - КазНПУ имени Абая.

 

Год создания кафедры - октябрь 1928 года. У истоков ее становления стояли такие выдающиеся личности как Х.Д.Досмухамедов, Ш.Е.Альжанов, С.Т.Кожахметов, Т.Т.Тажибаев, Р.Г.Лемберг, А.С.Ситдыков, И.Г.Автухов, А.П.Бельковский, Р.С.Кеплер, Р.И.Бондарев, А.П.Скрепкова, В.А.Ротенберг, Е.М.Виролайнен, А.Г.Глядковская, Т.А.Алмазова и Н.К.Черниловская.

 

Традиции, заложенные первыми руководителями кафедры, были достойно продолжены доктором педагогических наук, профессором Г.А.Умановым, а далее его ученицей, доктором педагогических наук, профессором Жампеисовой К.К. Сегодня кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент, профессор университета Колумбаева Ш.Ж.

 

В 1976 году при кафедре педагогики была создана лаборатория «Научные основы учебно-воспитательного процесса в педвузе», руководителем которой была назначена Н.Д.Хмель, а КазПИ им. Абая был обозначен головным вузом по программе научных исследований, связанных с подготовкой учителей. Позже казахстанские исследователи этого направления вошли в общесоюзную программу «Учитель» (1986-1996 гг.). В 1988 году по инициативе профессора Уманова Г.А. на базе школ Алматы были открыты научно-методические комплексы (НМК). На кафедре действовали лаборатории по проблемам высшей школы, этнопедагогики и истории педагогики, а также методологический семинар по актуальным вопросам педагогики.

 

В 1992 году на базе кафедры педагогики был открыт первый в республике специализированный совет Д 14.05.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности «13.00.01-Теория и история педагогики», а затем и по этнопедагогике. В 2000-2003 годах в рамках научно-исследовательского проекта по программе фундаментальных исследований «Методология и теория реформирования профессионального образования и становления творческой личности будущего специалиста» группой ученых кафедры К.К.Жампеисовой (руководитель проекта), Н.Д.Хмель, А.А.Бейсенбаевой, Н.Н.Хан и другими были разработаны Концепция непрерывного педагогического образования РК и Концепция высшего педагогического образования РК, в которых была заложена главная цель - подготовка учителя новой формации, духовно-нравственной, ответственной, активно-созидательной, разносторонне развитой, профессионально компетентной творческой личности. Эти концепции были утверждены коллегией МОН РК в декабре 2005 года и действуют по настоящее время.

 

В ходе реализации конкретных шагов, изложенных в концепциях, ППС кафедры разработал ГОСО по педагогическим дисциплинам «Введение в педагогическую профессию», «История школы и педагогической мысли человека», «Педагогика», «Методика воспитательной работы», разработал учебные программы и правила педагогической практики студентов, подготовил учебник нового поколения «Педагогика» в 3-х изданиях на казахском и русском языках. Ценность и преимущество этого учебника было в том, что содержание лекций строилось на личностном и предметно-практическом подходах в педагогическом процессе.

 

В настоящее время научно-педагогический потенциал кафедры составляют доктора и кандидаты педагогических наук, PhD, профессора, доценты ВАК, ассоциированные профессора, магистры, среди которых академики и члены-корреспонденты МАНПО, Международной академии КОНКОРД, обладатели нагрудных знаков МОН РК «За вклад в развитие науки», «Почетный работник образования РК», «Ы.Алтынсарин», а также почетные работники КазНПУ им. Абая.

 

Профессора Жампеисова К.К. и Колумбаева Ш.Ж. - одни из авторов и разработчиков «Концепции системной модернизации высшего педагогического образования» (2015 г.), «Концепции реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел» в вузах Казахстана» (2015 г.), Концептуальные основы воспитания в условиях реализации Программы «Рухани жаңғыру» (2019 г.), «Концепции развития высшего педагогического образования Республики Казахстан» (2022 г.) и других.

 

Ученые кафедры продолжают заниматься исследованиями в области модернизации педагогического образования, национального воспитания учащейся молодёжи, участвуют в разработке и экспертизе концептуальных и методических документов в области образования, в выполнении фундаментальных и прикладных исследований на гранты МНВО РК и КазНПУ им.Абая.

 

Сегодня ППС кафедры обслуживает все образовательные программы университета по направлению «Педагогические науки», участвует в работе региональных диссертационных советов, занимается рецензированием магистерских, докторских диссертаций, разработкой и рецензированием научных, учебных и учебно-методических трудов, проводит разностороннюю социально-воспитательную работу с обучающимися всех ОП педагогического направления. ППС кафедры занимается организацией и руководством учебной практики обучающихся 1-2 курсов, ОП педагогического направления, а также методическим консультированием обучающихся 3-4 курсов ОП педагогического направления по педагогической практике.

 

Количественно-качественный состав ППС