қазақша · русский · english
 
 
 
 Колумбаева Шолпан Жаксыбаевна
Руководитель отдела дисцеплин педагогического цикла по университет
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор КазНПУ им.Абая
ул.Казыбек би, 30
 8-708-654-78-35
kolumb_09@mail.ru

 

История создания Отдела дисциплин педагогического цикла по университету неотделима от всех преобразований, которые совершались на протяжении 90-летнего развития КазНПУ имени Абая.

 

В 1976 году при кафедре педагогики была создана лаборатория «Научные основы учебно-воспитательного процесса в педвузе», а КазПИ им. Абая был обозначен головным вузом по программе научных исследований, связанных с подготовкой школьных учителей. Казахстанские исследователи этого направления вошли в общесоюзную программу «Учитель».

 

На кафедре действовали лаборатории по проблемам высшей школы, этнопедагогики и истории педагогики, а также методический семинар по актуальным вопросам педагогики. В школах Алматы открыты научно-методические комплексы (НМК): по проблемам высшей школы, общеобразовательной школы, по вопросам идейно-нравственного воспитания.

 

В 1992 году на базе кафедры педагогики был открыт первый в республике специализированный совет Д 14.05.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности «13.00.01-Теория и история педагогики», а затем и этнопедагогики.

 

Историческое значение этого диссертационного совета особенное. Впервые в независимом Казахстане увеличилось количество докторов педагогических наук, кураторов и научных консультантов КазНПУ им. Абая.

 

По программе фундаментальных исследований международного исследовательского проекта «Методология и теория реформирования профессионального образования и формирования творческой личности будущего специалиста» с участием ученых кафедры разработаны концепции «Непрерывное педагогическое образование», «Высшее педагогическое образование». Основная цель - подготовить учителя новой формации: духовно-нравственного, ответственного, активного, развитого, профессионально грамотного, творческого человека.

 

В концепциях предлагаются цели и задачи высшего педагогического образования, требования к профессиональной подготовке учителей новой формации, структурно-содержательная модель подготовки учителей, то есть система подготовки педагогов, способных решать профессиональные задачи на новом уровне, в том числе - 12-летнее среднее образование.

 

В ходе реализации конкретных шагов, изложенных в концепциях, профессора и преподаватели ГОСО по педагогическим дисциплинам «Введение в педагогическую профессию», «История школы и педагогической мысли человека», «Педагогика», «Методы воспитательной работы», разработали учебные программы и правила педагогической практики студентов. Новое поколение ППС подготовило учебник «Педагогика» в 3-х изданиях на казахском и русском языках. Ценность и преимущество этого учебника в том, что он рассматривает вопросы школьной педагогики в контексте всего педагогического процесса. Содержание лекций в педагогическом процессе строится на личностном и предметно-практичесом подходах.

 

Результаты исследований кафедры направлены на повышение квалификации будущих учителей путем проведения международных научно-теоретических и практических конференций.

 

За эти годы ППС кафедры подготовил ряд учебных пособий и учебников: «Теория и технология реализации всего педагогического процесса», «Теория и практика социализации будущих специалистов»; «Этнопедагогика»; «Профессиональная направленность современных студентов» и другие.

 

История отдела дисцеплин педагогического цикла по университета

 

6830